Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ "СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ КАДАСТРА НЕДВИЖИМОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ (2007-2012 ГОДЫ)"

2. Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения


Программа направлена на создание системы государственного кадастрового учёта объектов недвижимости, обеспечивающей реализацию государственной политики эффективного и рационального использования земельных ресурсов и иной недвижимости, управление ими в интересах укрепления национальной экономики, повышение благосостояния граждан, обеспечение государственных гарантий прав собственности и иных вещных прав на недвижимое имущество, формирование полного и достоверного источника информации об объектах недвижимости, а также на совершенствование государственных услуг, оказываемых организациям и гражданам, органам государственной власти и органам местного самоуправления.

В настоящее время системы учёта земли и иной недвижимости разделены, что существенно увеличивает временные затраты правообладателей при учёте недвижимости и регистрации прав на неё, а также при получении информации из систем учёта, поскольку для постановки на государственный кадастровый учёт земельного участка и прочно связанного с ним объекта недвижимости и получения информации об объектах недвижимости необходимо обратиться в каждую из систем. Срок постановки земельного участка на государственный кадастровый учёт, а также предоставления сведений из государственного кадастра составляет до 1 месяца. Сведения об объектах недвижимости содержатся в базах данных систем государственного земельного кадастра, технического учёта объектов градостроительной деятельности, а также водного, лесного и других природно-ресурсных кадастров.

В системах учёта имеют место дублирование функций и наличие погрешностей в сведениях об объектах недвижимости, различий в идентификации объектов и субъектов права, а также сложности проверки взаимного расположения объектов и противоречивости информации, содержащейся в разрозненных информационных системах.

Количество земельных участков, сведения о которых имеются в базе данных Единого государственного реестра земель, составляет 702407. Кроме того, более 100 тыс. земельных участков находятся в использовании граждан без правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов, по которым органам местного самоуправления муниципальных районов и городского округа необходимо принять решения по их закреплению.

В настоящее время 26,2 процента объектов капитального строительства, учтенных в архивах организаций технической инвентаризации, переведены в электронный вид по программным продуктам, имеющимся в организациях технической инвентаризации. Для создания государственного кадастра недвижимости управлению Роснедвижимости по Белгородской области необходимо провести инвентаризацию и введение в государственный кадастр недвижимости сведений о более 670 тыс. объектов капитального строительства.

Отсутствие современной цифровой (картографической) основы при проведении государственного кадастрового учёта земельных участков создаёт проблемы с определением и согласованием границ земельных участков, что является негативным фактором при регистрации права собственности и иных вещных прав на землю.

Существующие недостатки сказываются на инвестиционной политике и объёмах ипотечного кредитования, поскольку не позволяют использовать недвижимое имущество как полноценный ликвидный актив.

Важнейшей проблемой в сфере земельно-имущественных отношений является неурегулированность вопросов, связанных с реформированием системы имущественных налогов. В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации с 2006 года введён порядок исчисления земельного налога на основе кадастровой стоимости земельного участка. Однако при отсутствии механизма актуализации кадастровой стоимости земель экономический эффект от введения налога существенно снижен.

Программой предусматривается создание и ведение государственного кадастра недвижимости на федеральном уровне.

Этот вариант исключает возможность ведения двойного учёта объектов недвижимости, обеспечивает более полный контроль за деятельностью органов кадастрового учёта, упрощает процедуры межведомственного информационного обмена и обработки экстерриториальных запросов сведений об объектах кадастрового учёта независимо от места их нахождения.

Положительным в этом варианте является снижение совокупных общегосударственных затрат на дорогостоящие топографо-геодезические, аэрофотосъёмочные и картографические работы, исключение их неоправданного дублирования, а также формирование базы пространственных данных государственного кадастра недвижимости с возможностью удалённого доступа к ней и многоцелевого использования сведений в интересах потребителей.

Интеграция на федеральном уровне актуальной и полной информации государственного кадастра недвижимости даёт возможность оперативной передачи её в соответствующие налоговые службы. При этом у органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также у организаций и граждан появляются дополнительные возможности для проведения комплексного анализа и прогнозирования с целью принятия последовательных решений.