ЗАКОН
БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
от 04 октября 1999 года N 77
О БЫТОВОМ ОБСЛУЖИВАНИИ НАСЕЛЕНИЯ
Принят областной Думой в целом 16 сентября 1999 года
{УТРАТИЛ СИЛУ:
Закон Белгородской области от 12.10.2006 года N 72, НГР: ru31000200600290}
Настоящий закон устанавливает правовые, организационные и экономические основы регулирования и управления в сфере бытового обслуживания населения в Белгородской области, определяет полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления, права и обязанности юридических и физических лиц, оказывающих бытовые услуги населению независимо от форм собственности и основного вида деятельности.
Бытовое обслуживание населения представляет собой деятельность бытовых служб по оказанию ремонтных и профилактических услуг и работ по изготовлению предметов, вещей, объектов по индивидуальным заказам, услуг и работ, связанных с личной гигиеной, оздоровлением и формированием индивидуального образа человека, а также удовлетворением иных потребностей, возникающих в бытовой среде обитания человека. Бытовые службы оказывают следующие услуги:
Производственные услуги - ремонт и индивидуальный пошив обуви, одежды и других бытовых изделий, ремонт, техническое обслуживание и изготовление по индивидуальным заказам бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин, приборов и изделий, ремонт и строительство жилищ (квартир) и других построек по заказам населения, ремонт и техническое обслуживание транспортных средств, принадлежащих гражданам, ремонт и изготовление мебели по индивидуальным заказам, химическая чистка и крашение, услуги прачечных, фотоателье, фото-, кинолабораторий, транспортно-экспедиторские услуги, переработка продукции, другие сельскохозяйственные услуги, прочие услуги производственного характера.
Непроизводственные услуги - услуги бань и душевых, услуги парикмахерские и косметические, оздоровительного характера (не медицинские), предприятий проката, ритуальные и обрядовые услуги, услуги ломбардов, справочно-информационных служб, службы семьи, прочие услуги непроизводственного характера.
Другие виды бытовых услуг, определяемые Общероссийским классификатором услуг населению.
Законодательство Белгородской области о бытовом обслуживании населения состоит из настоящего закона, других областных законов и иных нормативных правовых актов администрации области, нормативных актов органов местного самоуправления области.
Настоящий закон предусматривает следующие основные понятия:
1. Бытовые услуги - виды деятельности, связанные с удовлетворением бытовых потребностей людей.
2. Потребитель бытовых услуг - гражданин, имеющий намерение заказать, либо заказывающий (использующий) работы и услуги исключительно для личных нужд, не связанных с извлечением прибыли. Потребителями услуг считаются также хозяйствующие субъекты независимо от форм собственности, если они получают (оплачивают) услуги для своих работников, либо используют их для личных нужд своих клиентов по возмездному договору.
3. Исполнитель услуг - служба, выполняющая работы, или оказывающая услуги потребителям по возмездному договору.
4. Бытовая служба - юридические лица, независимо от форм собственности, оказывающие или организующие (обеспечивающие) услуги населению, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
5. Стандарт бытового обслуживания - Правила бытового обслуживания населения, государственные стандарты, нормативы потребления бытовых услуг, санитарные нормы и правила, строительные нормы и правила, а также правила, нормативные и инструктивные документы по бытовому обслуживанию, выпущенные Ремесленной палатой Российской Федерации, другие документы, которые в соответствии с законами Российской Федерации, нормативно-правовыми актами Белгородской области и органов местного самоуправления устанавливают обязательные требования к объектам и технологиям бытового обслуживания, обеспечивающим необходимое качество, безопасность и ненанесение ущерба потребителю бытовых услуг, экологическую защиту.
6. Категория бытовой службы - определенная регламентация уровня и качества бытового обслуживания, зафиксированная стандартом бытового обслуживания.
7. Формы организации бытового обслуживания - способы, методы оказания услуг: на дому, в хозяйствующем субъекте, по месту работы (отдыха) клиента, передвижной мастерской, срочное, обслуживание, обслуживание по технологическим нормативам, социальное обслуживание, самообслуживание.
8. Гарантийное бытовое обслуживание - бесплатные для потребителя ремонт и техническое обслуживание его бытовых машин, приборов, вещей, объектов и т.п., осуществляемое в пределах срока гарантии, установленной в нормативных документах, а при отсутствии этих документов - изготовителем или продавцом.
На работы бытовых служб срок гарантии устанавливается не менее 6 месяцев либо оговаривается договором об оказании услуги (выполнении работы), в отношении услуг по строительству жилья и других построек - в течение 2-х лет со дня принятия выполненной работы.
9. Ремесленник - субъект малого предпринимательства, производящий товары, работы, услуги в малом объеме или по индивидуальным заказам с использованием собственных особых знаний, навыков, умений, секретов, традиций.
10. Хозяйствующие субъекты бытового обслуживания (предприятия, организации, учреждения) - юридические лица, независимо от формы собственности и организационно-правовой формы, оказывающие бытовые услуги населению, доля которых в общем объеме услуг, работ, продукции хозяйствующего объекта составляет не менее 50 процентов.
11. Учредитель - физическое лицо или юридическое лицо, создающее бытовую службу.
12. Социально-значимые виды бытовых услуг - необходимые для удовлетворения потребностей населения виды услуг, устанавливаемые администрацией области, города, района.
13. Малообеспеченные граждане - граждане, имеющие среднедушевой доход семьи ниже прожиточного минимума.
1. Государственная система бытовых служб состоит из государственных унитарных предприятий, имущество которых является областной собственностью.
2. Муниципальная система бытовых служб включает в себя муниципальные унитарные предприятия и учреждения бытового обслуживания, находящиеся в ведении органов местного самоуправления.
3. Коллективная или частная система бытовых служб состоит из хозяйствующих субъектов - предприятий, организаций, учреждений, ремесленников, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность по бытовому обслуживанию населения без образования юридического лица в соответствии с существующими законодательными актами Российской Федерации, нормативно-правовыми актами Белгородской области и органов местного самоуправления.
4. Законодательный и исполнительный органы государственной власти Белгородской области и органы местного самоуправления поддерживают, регулируют и поощряют развитие бытовых служб, независимо от форм собственности
1. Объектом деятельности бытового обслуживания является человек и совокупность его бытовых потребностей вне зависимости от места, форм и методов их удовлетворения.
2. Бытовое обслуживание удовлетворяет потребности населения в новых бытовых предметах или объектах в соответствии с индивидуальными запросами в ремонте, восстановлении, техническом обслуживании предметов (объектов) длительного пользования, в оказании услуг, удовлетворяющих личные особенности человека, и создании удобств в быту.
3. Основными цепями бытового обслуживания являются:
совершенствование структуры нерабочего времени человека;
рост общественной производительности труда;
удовлетворение индивидуальных социально-культурных потребностей человека;
удовлетворение индивидуальных материальных потребностей в предметах и услугах;
более полное использование трудовых ресурсов общества, увеличение занятости населения.
4. Особо значимым бытовым обслуживанием является обслуживание малообеспеченных граждан и клиентов социальной службы, а также жителей сельской местности.
1. Бытовое обслуживание населения должно соответствовать Государственным стандартам и Правилам бытового обслуживания, которые устанавливают основные требования к объектам и технологиям, обеспечивающим необходимое качество и безопасность услуг, а также к порядку и условиям их оказания.
2. Требования, устанавливаемые Государственными стандартами и Правилами бытового обслуживания населения, являются обязательными для бытовых служб, независимо от форм собственности на территории Белгородской области.
Правила, инструктивные и нормативные документы, квалификационные требования, требования по безопасности, качеству, ненанесения материального и морального ущерба клиенту, действующие внутри отраслевых групп, не противоречащие статье 6 настоящего закона, устанавливаются Ремесленной палатой Российской Федерации или Ремесленной палатой Белгородской области. Они являются типовыми для бытовых служб, независимо от форм собственности на территории Белгородской области.
1. В Белгородской области органами государственного контроля за качеством бытовых услуг (обслуживания) являются Белгородский отдел территориального управления по Орловской и Белгородской областям Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, Белгородский центр стандартизации, метрологии и сертификации, областные, городские, районные структуры по защите прав потребителей.
2. Проверки работы бытовых служб проводятся в плановом порядке, а также по жалобам и заявлениям потребителей.
3. Государственные контрольные органы в случае выявления нарушений требований, регулирующих условия предоставления бытовых услуг, выдают предписания по их устранению.
4. Предписания контрольных органов обязательны для исполнения в установленные сроки. При неисполнении или исполнении с нарушением сроков, применяются санкции в порядке установленном законодательством.
Общественный контроль за качеством бытового обслуживания осуществляется общественными объединениями потребителей.
1. Гражданам на территории Белгородской области гарантируется право на бытовое обслуживание по их выбору в системе бытовых служб в соответствии с законами и нормативно-правовыми актами Российской Федерации и Белгородской области Возможность получения в городах, рабочих поселках и сельских населенных пунктах бытовых услуг в количестве, не менее предусмотренных перечнем социально-значимых видов бытовых услуг.
2. Право граждан на бытовое обслуживание обеспечивается созданием социально-экономических условий для оказания бытовых услуг бытовыми службами.
3. Муниципальные образования гарантируют гражданам право на бытовое обслуживание в муниципальных бытовых службах в соответствии с законодательством Российской Федерации, законами и другими правовыми актами Белгородской области и нормативными документами органов местного самоуправления.
4. Коллективные и частные бытовые службы гарантируют право граждан на бытовое обслуживание в данных службах в соответствии с законодательством Российской Федерации, законами и другими правовыми актами Белгородской области, нормативными документами органов местного самоуправления по месту нахождения данной коллективной или частной бытовой службы, техническими условиями, утвержденными данной бытовой службой.
5. Граждане, имеющие льготы на получение бытовых услуг, установленные законодательством Российской Федерации и Белгородской области, имеют право на льготное бытовое обслуживание в бытовых службах, которые определены администрацией области (района, города) для льготного бытового обслуживания. Компенсация расходов малообеспеченных граждан на получение социально значимых видов бытовых услуг на льготных условиях может осуществляться за счет областного (местного) бюджета.
1. Плата за оказание бытовых услуг производится заказчиком по ценам, складывающимся под влиянием спроса и предложения и в соответствии с Правилами бытового обслуживания населения, действующими в Белгородской области.
2. Органы местного самоуправления могут определять перечень социально-значимых бытовых услуг и категории малообеспеченных граждан, которым предоставляются эти услуги по ценам, регулируемым органами местного самоуправления. Компенсация убытков при оказании услуг по регулируемым ценам может производиться бытовыми службами за счет средств, предусмотренных в местных бюджетах.
1. Предприятия бытового обслуживания, независимо от форм собственности, подразделяются на комплексные и специализированные:
а) комплексными предприятиями являются: Дом бытовых услуг (ДБУ), комбинат бытового обслуживания (КБО), агентство бытового обслуживания (АБО), комплексный приемный пункт (КПП);
б) к специализированным предприятиям относятся Дом моделей. Дом моды, центры красоты, технические центры, фабрики, ателье, салоны, студии, ломбарды, оздоровительные комплексы, станции, мастерские, парикмахерские, фотографии, агентства, сауны, бани, приемные пункты, киоски, мастера-предприниматели;
в) предприятия бытового обслуживания подлежат категорированию в соответствии со стандартом бытового обслуживания.
2. Организациями бытового обслуживания являются юридические лица и их объединения - производители товаров и услуг, обеспечивающие деятельность предприятий бытового обслуживания, объединения предприятий бытового обслуживания (ремесленные палаты, союзы, ассоциации и т.п.).
3. Учреждением бытового обслуживания, независимо от форм собственности, признается организация (управление, территориальный центр, хозрасчетный отдел), созданная для осуществления управленческих и координационных функций по бытовому обслуживанию населения.
4. Порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации предприятий, организаций и учреждений бытового обслуживания населения (бытовых служб), независимо от форм собственности, регулируется законодательством Российской Федерации, законодательством Белгородской области.
Лицензированию в сфере бытового обслуживания населения подлежат виды деятельности, предусмотренные Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности".
1. Управление бытовым обслуживанием осуществляется в области администрацией Белгородской области, органами местного самоуправления, а также бытовыми службами в соответствии с настоящим законом.