1. Комиссии контролируют соблюдение установленного порядка проведения предвыборной агитации, агитации при проведении референдума, отзыва.
2. При проведении предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, агитации по отзыву не допускается злоупотребление свободой массовой информации. Предвыборные программы кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, выступления кандидатов, их доверенных лиц, представителей избирательных объединений, избирательных блоков, инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума, инициативной группы по отзыву, отзываемого лица, иные агитационные материалы не должны содержать призывы к насильственному захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности Российской Федерации, а также не должны быть направлены на пропаганду войны. Запрещается агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную, религиозную ненависть и вражду, а также злоупотребление свободой массовой информации в иной форме, определенной законодательством Российской Федерации. Не может рассматриваться как разжигание социальной розни агитация, направленная на защиту идей социальной справедливости.
Организации телерадиовещания, периодические печатные издания вправе отказать кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам, инициативным группам по проведению референдума, отзыва, иным группам участников референдума, отзываемому лицу в выпуске в эфир публикации предвыборных программ, агитационных материалов, если они по своему содержанию злоупотребляют свободой массовой информации.
3. Кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам, их доверенным лицам и уполномоченным представителям, инициативной группе по проведению референдума, иным группам участников референдума, инициативной группе по отзыву, отзываемому лицу и их уполномоченным представителям, а также иным лицам и организациям при проведении предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, агитации по отзыву запрещается осуществлять подкуп избирателей, участников референдума, отзыва, вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности, кроме как за выполнение организационной работы (за сбор подписей избирателей, участников референдума, участников отзыва, агитационную работу); производить вознаграждение избирателей, участников референдума, отзыва, выполнявших указанную организационную работу, в зависимости от итогов голосования или обещать произвести такое вознаграждение; проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных материалов (в том числе иллюстративных) и значков, специально изготовленных для избирательной кампании, кампании референдума, кампании по отзыву; предоставлять услуги безвозмездно или на льготных условиях, а также воздействовать на избирателей, участников референдума, отзыва посредством обещаний передачи им денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ (в том числе по итогам голосования), оказания услуг иначе, чем на основании принимаемых в соответствии с законодательством решений органов государственной власти, органов местного самоуправления.
4. В период избирательной кампании, кампании референдума, кампании отзыва выборы, референдум, отзыв и их результаты не могут быть объектом лотерей, тотализаторов (взаимных пари) и других основанных на риске игр.
5. Оплата рекламы коммерческой и иной не связанной с выборами, референдумом, отзывом деятельности кандидатов, избирательных объединений, их доверенных лиц и уполномоченных представителей, общественных объединений, входящих в состав избирательных блоков, уполномоченных представителей избирательных блоков, членов и уполномоченных представителей инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума, членов и уполномоченных представителей инициативной группы по отзыву, отзываемого лица, а также оплата рекламы с использованием фамилии и изображения указанных лиц, оплата рекламы организаций, учредителями, собственниками, владельцами и (или) членами органов управления которых являются указанные лица и организации, в период избирательной кампании, кампании референдума, кампании отзыва осуществляется за счет средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума, фонда отзыва. В день голосования и в день, предшествующий дню голосования, такая реклама не допускается.
6. Кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки, выдвинувшие кандидатов, общеобластные списки кандидатов, их доверенные лица и уполномоченные представители, общественные объединения, входящие в состав избирательных блоков, осуществивших соответствующее выдвижение или регистрацию, члены и уполномоченные представители инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума, члены и уполномоченные представители инициативной группы по отзыву, отзываемое лицо, а также зарегистрированные после начала избирательной кампании, кампании референдума, кампании отзыва организации, учредителями, собственниками, владельцами и (или) членами органов управления которых являются указанные лица и организации, в ходе избирательной кампании, при проведении референдума, отзыва не вправе заниматься благотворительной деятельностью. Иные физические и юридические лица в ходе избирательной кампании, кампании референдума, кампании отзыва не вправе заниматься благотворительной деятельностью по просьбе или по поручению либо от имени указанных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, их доверенных лиц и уполномоченных представителей, общественных объединений, входящих в состав избирательных блоков, членов и уполномоченных представителей инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума, членов и уполномоченных представителей инициативной группы по отзыву, отзываемого лица, а также проводить одновременно с благотворительной деятельностью предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума, агитацию по отзыву. Указанным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам, их доверенным лицам и уполномоченным представителям, общественным объединениям, входящим в состав избирательных блоков, членам и уполномоченным представителям инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума, членам и уполномоченным представителям инициативной группы по отзыву, отзываемому лицу запрещается обращаться к иным физическим и юридическим лицам с предложениями об оказании материальной и финансовой помощи или услуг избирателям, участникам референдума, отзыва и организациям, расположенным на территории избирательного округа, округа отзыва, территории проведения референдума.
7. Организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, обязаны отказаться от обнародования (опубликования) агитационных и информационных материалов (в том числе содержащих достоверную информацию), способных нанести ущерб чести, достоинству или деловой репутации кандидата, если не могут предоставить кандидату возможность бесплатно обнародовать (опубликовать) опровержение или иное разъяснение в защиту его чести, достоинства или деловой репутации до окончания агитационного периода. При предоставлении кандидату возможности бесплатно обнародовать (опубликовать) опровержение или иное разъяснение в защиту его чести, достоинства или деловой репутации эфирное время должно быть предоставлено в то же время суток, в которое была обнародована первоначальная информация, и объем его не должен быть меньше, чем объем эфирного времени, предоставленного для изложения первоначальной информации, но не менее двух минут, а при предоставлении печатной площади опровержение или разъяснение должно быть набрано тем же шрифтом, помещено на том же месте полосы и в объеме, который не меньше, чем объем первоначального компрометирующего текста. Непредоставление кандидату такой возможности до окончания агитационного периода является основанием для привлечения этих организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, и их должностных лиц к ответственности, установленной законодательством Российской Федерации. Установленные настоящим пунктом правила не распространяются на редакции негосударственных периодических печатных изданий, учрежденных кандидатами, избирательными объединениями.
8. В случае нарушения организацией телерадиовещания, редакцией периодического печатного издания порядка проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, агитации по отзыву, установленного настоящим Кодексом, соответствующая комиссия вправе обратиться в правоохранительные органы, суд, органы исполнительной власти, осуществляющие государственную политику в области средств массовой информации, с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности и привлечении организации телерадиовещания, редакции периодического печатного издания, их должностных лиц к ответственности, установленной законодательством Российской Федерации.
9. Правоохранительные и иные органы обязаны принимать меры по пресечению противоправной агитационной деятельности, предотвращению изготовления подложных и незаконных предвыборных печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов и их изъятию, устанавливать изготовителей и распространителей указанных материалов, источник их оплаты, а также незамедлительно информировать соответствующую избирательную комиссию, комиссию референдума, комиссию отзыва о выявленных фактах и принятых мерах.