Недействующий

Об утверждении государственной программы Белгородской области "Содействие занятости населения Белгородской области" (с изменениями на 28 декабря 2023 года)



1. Характеристика сферы реализации подпрограммы 1, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития


Подпрограмма 1 позволит создать преемственность мероприятий долгосрочной целевой Программы содействия занятости населения Белгородской области на 2011 - 2013 годы, обеспечить системный и целостный подход к регулированию ситуации, складывающейся на рынке труда Белгородской области, планомерно проводить работу в области обеспечения гарантий, предусмотренных Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".


Ситуацию на рынке труда Белгородской области можно охарактеризовать как стабильную, управляемую и прогнозируемую.


В 2012 году на регистрационном учете в органах службы занятости населения состояло 36,8 тыс. граждан, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы, из них 19,9 тыс. человек - в качестве безработных. По сравнению с 2011 годом численность состоявших на учете граждан, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы, уменьшилась на 19,6 процента, а безработных граждан - на 26,9 процента.


На 1 января 2013 года численность зарегистрированных безработных граждан в Белгородской области составила 8,1 тыс. человек, что на 20,7 процента (на 2,1 тыс. человек) меньше, чем год назад. В целом по Российской Федерации, снижение зарегистрированных безработных составило 17,2 процента, по Центральному федеральному округу - 25,1 процента.


По состоянию на 1 января 2013 года уровень зарегистрированной безработицы (отношение численности зарегистрированных безработных к численности экономически активного населения) по Белгородской области составил 1,04 процента, по России в целом - 1,4 процента, по Центральному федеральному округу - 0,8 процента.


Достаточно высокой остается дифференциация муниципальных образований Белгородской области по уровню зарегистрированной безработицы. Значение колеблется от 0,6 процента (Губкинский городской округ) до 3,0 процента (Красненский район).


За 2012 год по сравнению с аналогичным периодом 2011 года количество заявленных в органы государственной службы занятости населения вакансий увеличилось на 13,9 процента и составило 77,6 тыс. единиц. В результате напряженность на рынке труда области за 2012 год уменьшилась с 0,96 до 0,86 незанятых граждан, зарегистрированных в органах службы занятости населения, в расчете на одну вакансию. В то же время по-прежнему коэффициент напряженности остается высоким в сельских районах области. Так, значение варьируется от 7,7 (Красненский район) до 2,0 (Грайворонский городской округ). Города Старый Оскол, Белгород наоборот испытывали дефицит в рабочей силе - на одного безработного гражданина приходилось от 1 до 2 вакансий.


При содействии государственной службы занятости населения нашли работу (доходное занятие) 21,0 тыс. человек, из них безработных граждан - 9,6 тыс. человек.


Повышение гибкости рынка труда будет способствовать расширению возможностей реализации прав граждан на достойный труд по свободно выбранному роду деятельности и профессии. Укрепление взаимосвязи рынка труда и профессионального образования, а также развитие межтерриториальной и межотраслевой мобильности трудовых ресурсов станут одними из важнейших факторов содействия обеспечению работодателей рабочей силой в необходимом количестве и требуемой квалификации.


В структуре заявленной работодателями потребности в работниках в 2012 году, как и в предыдущем, преобладали вакантные места рабочих профессий (84 процента). Были востребованы специалисты в области строительства, обрабатывающих производств, оптовой и розничной торговли, сельского хозяйства и т.д.


Вместе с тем, при невысоком уровне регистрируемой безработицы и снижении напряженности на региональном рынке труда основными проблемами сегодня являются качественные диспропорции и неудовлетворенный спрос работодателей на рабочую силу. По своему характеру зарегистрированная безработица является структурной, то есть спрос и предложение не сбалансированы.


По состоянию на 1 января 2013 года профессионально-квалификационная конъюнктура регистрируемого рынка труда и рабочей силы была разнонаправлена. Структура предлагаемых вакансий не соответствовала профессионально-квалификационному составу безработных граждан, обратившихся в службу занятости населения за содействием в трудоустройстве. Спрос на неквалифицированных работников в несколько раз больше, чем желающих найти такую работу. Спрос на специалистов высокого уровня квалификации, квалифицированных рабочих также значительно превышал предложение.


Одновременно отмечается несогласованность интересов работников и работодателей. Работодателям требуются кадры, имеющие высокий уровень профессионального образования, высокую квалификацию и опыт работы. Имеющие такой уровень и квалификацию специалисты из числа безработных, состоящих на регистрационном учете, отказываются от трудоустройства ввиду низкой оплаты труда.


Действуют основные стереотипы о статусе и стоимости труда рабочих и специалистов, которые вызваны: