Демографическая ситуация в Белгородской области
N п/п | Наименование административно-территориального образования | Естественный прирост (человек на 1000 жителей) | Миграционный прирост (человек на 1000 жителей) | Показатель численности населения (на 01.01.2018) |
1. | Белгородская область | -3,7 | 1,8 | 1 550 026 |
Городские округа | ||||
2. | Алексеевский | -3,8 | -3,7 | 61377 |
3. | г. Белгород | -0,5 | 1,6 | 391858 |
4. | Валуйский | -7,1 | -7,7 | 66076 |
5. | Губкинский | -4,6 | -0,8 | 117955 |
6. | Грайворонский | -7,2 | 7,4 | 29729 |
7. | Новооскольский | -9,3 | -2,3 | 41206 |
8. | Старооскольский | -1,1 | 3,3 | 260503 |
9. | Шебекинский | -5,8 | -5,0 | 89090 |
10. | Яковлевский | -5,0 | -5,9 | 56868 |
Районы | ||||
11. | Белгородский | -1,3 | 23,4 | 118903 |
12. | Борисовский | -7,7 | -2,2 | 25577 |
13. | Вейделевский | -8,6 | -0,9 | 19275 |
14. | Волоконовский | -8,6 | -6,6 | 30167 |
15. | Ивнянский | -6,4 | -5,8 | 21785 |
16. | Корочанский | -8,1 | 10,1 | 39631 |
17. | Красненский | -12,9 | -6,0 | 11796 |
18. | Красногвардейский | -12,4 | 4,0 | 36724 |
19. | Краснояружский | -2,5 | -8,3 | 14653 |
20. | Прохоровский | -9,3 | 3,9 | 21175 |
19. | Ракитянский | -6,3 | -3,4 | 34525 |
20. | Ровеньский | -4,9 | 2,7 | 23827 |
21. | Чернянский | -4,6 | 3,2 | 31326 |
Продолжающийся процесс демографического старения населения ведет к увеличению в возрастном составе населения числа лиц старше трудоспособного возраста.
Число лиц старше трудоспособного возраста на 1 января 2018 года составило 429,4 тыс. человек, а их доля в возрастной структуре населения - 27,7 процента. Численность населения моложе трудоспособного возраста (0 - 15 лет) составила 261,2 тыс. человек, или 16,9 процента в возрастной структуре населения области.
Несмотря на то, что в последние годы численность детей и подростков в области растет, накопление числа лиц пожилых возрастов идет более высокими темпами вследствие вхождения в эти возраста многочисленных поколений родившихся в конце 50-х и начале 60-х годов XX века. По состоянию на 1 января 2018 года численность лиц в возрасте старше трудоспособного более чем в 1,6 раза превысила численность детей и подростков моложе трудоспособного возраста (0 - 15 лет).
В динамике численности населения трудоспособного возраста, начиная с 2009 года, сохраняется тенденция снижения. За время, прошедшее после Всероссийской переписи населения 2010 года, число лиц в трудоспособном возрасте снизилось в области почти на 75 тыс. человек, или на 8 процентов и составило на 1 января 2018 года 859,3 тыс. человек. Доля лиц трудоспособного возраста в возрастной структуре населения области составила на 1 января 2018 года 55,4 процента против 63 процентов на 14 октября 2010 года.
В возрастной структуре трудоспособного населения сохраняется тенденция роста числа лиц старших возрастов. На 1 января 2018 года доля лиц в возрасте 35 лет и старше в общей численности населения трудоспособного возраста составила 56,5 процента. Сохраняется тенденция роста среднего возраста трудоспособного населения, который составил 37,9 лет, в том числе в городской местности - 37,6 года, в сельской местности - 38,6 года. За 2017 год он увеличился на 0,1 года, в том числе в городской местности - на 0,2 года, в сельской местности - на 0,1 года.
Тенденции, сохраняющиеся в возрастной структуре населения, находят свое отражение в среднем возрасте населения области. На 1 января 2018 года он составил 41,3 года, в том числе у мужчин - 38,6 года, у женщин - 43,6 года. За время, прошедшее после Всероссийской переписи населения 2010 года, средний возраст жителей области увеличился на 1,0 года, в том числе у мужчин - на 0,9 года, у женщин - на 1,1 года. Область сохраняет за собой третье место в рейтинге по данному показателю среди субъектов Центрального федерального округа после Московской (40,1 года) и Костромской (41,1 года) областей. Сложившийся в области средний возраст населения ниже, чем в среднем по Центральному федеральному округу (41,7 года), но выше, чем в среднем по Российской Федерации (39,8 года).
Стабилизация численности населения Белгородской области будет достигаться посредством реализации подпрограммы. Репродуктивный потенциал участников Государственной программы и членов их семей позволит существенно улучшить демографические показатели.