Недействующий

Об утверждении государственной программы Белгородской области "Социальная поддержка граждан в Белгородской области" (с изменениями на 28 декабря 2023 года)



1. Характеристика сферы реализации подпрограммы 1, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития


Исполнение социальных обязательств государства является безусловным условием деятельности Правительства Белгородской области. Одним из главных стратегических документов, определяющим приоритеты в деятельности Правительства области, является Программа улучшения качества жизни населения, направленная на создание для населения области достойного качества жизни и его постоянное улучшение в долгосрочной перспективе.


В соответствии со Стратегией развития области политика Правительства области в долгосрочном периоде будет направлена на повышение уровня жизни населения, достижение качественных изменений в уровне материального обеспечения и социального самочувствия населения области, снижение бедности и социальной напряженности в обществе, усиление социальной поддержки отдельных категорий населения путем повышения размеров пенсий, пособий, компенсаций, а также уровня их адресной направленности.


Принятие подпрограммы 1 связано с необходимостью повышения статуса граждан, имеющих заслуги перед государством и областью, а также необходимостью обеспечения оказания социальной помощи малоимущим гражданам, в том числе гражданам пожилого возраста, инвалидам, гражданам, пережившим лишения.


Сложившаяся в области система социальной поддержки отдельных категорий граждан играет значительную роль в повышении уровня жизни населения. В области проживает 429,4 тысячи лиц пенсионного возраста, что составляет 27,7 процента от общего числа проживающих в области. Органами социальной защиты населения предоставляется более 40 видов социальных выплат различным категориям граждан. В 2013 году численность получателей составила 490,0 тыс. человек, указанная цифра из года в год существенно не меняется.


Реализация мероприятий подпрограммы 1 позволит обеспечить своевременно и в полном объеме гарантированные государством социальные выплаты отдельным категориям граждан, имеющим на них право в соответствии с федеральным и областным законодательством.


В соответствии с действующим законодательством полномочия по осуществлению ряда социальных выплат переданы органам местного самоуправления. На осуществление данных полномочий предусматриваются бюджетные средства в виде субвенций.


В области ежегодно устанавливаются дополнительные меры социальной поддержки отдельным категориям граждан. С апреля 2012 года в соответствии с Социальным кодексом Белгородской области для лиц, родившихся в период с 22 июня 1923 года по 3 сентября 1945 года (Дети войны), установлены меры социальной поддержки и ежемесячная денежная выплата, ее получателями стали около 25,0 тыс. человек.


Государственная социальная помощь малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам предоставляется в различных видах. В зависимости от ситуации назначаются соответствующие денежные выплаты, в том числе на условиях социального контракта. Белгородская область с августа 2010 года по январь 2012 года в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 мая 2010 года N 399 "О проведении в ряде субъектов Российской Федерации эксперимента по оказанию государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим гражданам на основе социального контракта" реализовала эксперимент по оказанию государственной социальной помощи малоимущим гражданам на основе социального контракта.


В рамках указанного эксперимента был предусмотрен комплексный подход к решению проблем семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, основанный на адресном подходе к каждой конкретной семье посредством разработки индивидуальных программ социальной адаптации и сопровождения его участников в ходе всего периода выхода семьи (гражданина) из сложившейся ситуации.


В 2012 году получили единовременное пособие и пособие на основе социального контракта около 20,8 тысячи граждан на сумму 38700,0 тыс. рублей, из них социальный контракт о взаимных обязательствах заключили 790 семей, адресная социальная помощь в рамках социального контракта оказана на общую сумму 5454,2 тыс. рублей, что составляет 14 процентов от общей суммы средств, направленных на оказание адресной помощи.


Среднедушевой доход семьи в результате мероприятий по социальной адаптации на условиях социального контракта в среднем возрос более чем в два раза и превысил установленную величину прожиточного минимума по Белгородской области.


Кроме того, малоимущим гражданам оказываются натуральные виды помощи.


Сложившаяся в Белгородской области система социальной поддержки населения в части оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги носит комплексный характер и включает в себя предоставление субсидий и ежемесячных денежных компенсаций отдельным категориям граждан.


Предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг носит адресный характер и предоставляется гражданам, если их расходы на эти цели, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения и регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, установленную в размере: