Потребление автомобильного топлива организаций всех видов экономической деятельности за период с 2015 по 2018 годы
тыс. тонн
Вид топлива, тыс. тонн | 2015 год | 2016 год | 2017 год | 2018 год |
Автомобильный бензин | 71,5 | 73,1 | 75,9 | 70 |
Дизельное топливо | 170,8 | 212,9 | 190,5 | 201,6 |
Компримированный природный газ | 7,7 | 8,7 | 7,3 | 8,4 |
Общий объем потребления | 250 | 294,7 | 273,7 | 280 |
Использование КПГ позволит значительно снизить загрязнение окружающей среды выбросами вредных (загрязняющих) веществ автотранспортными средствами (в 1,5 - 2 раза уменьшается суммарная токсичность выхлопных газов. Высокое содержание водорода в КПГ обеспечивает более полное его сгорание, что способствует снижению уровня угарного газа в выхлопных газах).
Основной вредной примесью в отработавших газах автомобилей, работающих на бензине, является оксид углерода (СО), доля которого составляет в среднем 80 процентов общего количества выбросов вредных веществ. Метан - простейший углеводород, основной компонент природного газа. Экологический класс для метанового двигателя - это Евро-4, при установке дополнительного катализатора можно повысить экологический класс до уровня Евро-5, При его использовании объем вредных выбросов сокращается в несколько раз, метановый газовый двигатель существенно превосходит по всем экологическим характеристикам аналогичные по мощности двигатели, работающие на дизельном топливе, и уступает по уровню выбросов только электрическим и водородным двигателям.
В целях снижения негативного влияния транспорта на окружающую среду приоритетной задачей является поэтапный переход транспортных средств и техники специального назначения на потребление газомоторного топлива, что позволит повысить эффективность использования топливно-энергетических ресурсов, снизить транспортные издержки и повысить энергоэффективность транспортной системы.
Использование природного газа в качестве моторного топлива имеет ряд преимуществ, в том числе:
- уменьшение себестоимости перевозок на 15 - 25 процентов, что обусловлено более низкой ценой на компримированный природный газ;
- снижение выбросов токсичных веществ в окружающую среду (оксида углерода - в 2,5 раза, оксида азота - в 2 раза, углеводородов - в 3 раза, задымленности - в 9 раз);
- повышение ресурса двигателей и срока эксплуатации транспортных средств и техники специального назначения в 1,3 - 1,5 раза.
Общий парк автотранспортных средств Белгородской области в 2017 году составил около 612 тыс. единиц и по сравнению с 2016 годом вырос на 3,6 процента (легковые автомобили - 529,6 тыс. единиц, грузовые - 73,6 тыс. единиц, автобусы - 8,7 тыс. единиц).
В рамках исполнения плана мероприятий ("дорожной карты") по реализации пилотного проекта "Развитие рынка газомоторного топлива в Белгородской области" на 2019 - 2021 годы в регионе реализуется государственная программа переоборудования транспортных средств на использование природного газа (метана) в качестве моторного топлива, в рамках которой в 2021 году на метан переведено около 2000 единиц транспорта. Регион является одним из лидеров среди субъектов Российской Федерации по темпам перевода транспорта на метан. В настоящее время общее количество транспорта на метане в регионе составляет около 7600 единиц, в 2019 - 2021 годах переоборудовано и закуплено 5852 единицы транспорта (в том числе около 1000 единиц областного и муниципального транспорта).
(абзац введен постановлением Правительства Белгородской области от 26.12.2022 N 803-пп)
Развитие рынка газомоторного топлива в Белгородской области планируется за счет реализации двух основных направлений.
Первым направлением является создание сети автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (далее - АГНКС).