В рамках реализации государственной программы могут быть выделены следующие риски ее реализации, актуальные для всех подпрограмм государственной программы.
Законодательные риски связаны с отказом от перехода на новую систему нормирования и принципов наилучших доступных технологий, а также задержкой внесения соответствующих изменений в действующее законодательство, что негативно отразится на достижении целевых значений индикаторов государственной программы, в том числе показателя отношения уловленных и обезвреженных вредных (загрязняющих) веществ к выбросам в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ от стационарных источников.
Минимизация влияния указанных рисков основана на интеграции механизмов развития государственного регулирования и иных мероприятий в рамках инструмента государственных программ. В рамках реализации государственной программы планируется на этапе разработки проектов документов привлекать к их обсуждению основные заинтересованные стороны, которые впоследствии должны принять участие в их согласовании, а также проводить мониторинг планируемых изменений в федеральном законодательстве.
Финансовые риски связаны с увеличением бюджетного дефицита и вследствие этого недостаточным уровнем бюджетного финансирования. В случае невыделения дополнительных ресурсов на реализацию мероприятий государственной программы (в том числе на реализацию практических работ по ликвидации прошлого экологического ущерба, реализацию инвестиционных проектов по снижению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, переработке и использованию отходов производства и потребления) значения показателей (индикаторов) государственной программы будут существенно ниже оптимальных (в том числе предусмотренных Стратегией).
Возникновение данных рисков может привести к сокращению объемов финансирования запланированных мероприятий, прекращению финансирования ряда мероприятий и, как следствие, выполнению не в полном объеме или невыполнению как непосредственных, так и конечных результатов государственной программы.
Способами ограничения финансовых рисков выступают следующие меры:
- ежегодное уточнение объемов финансовых средств, предусмотренных на реализацию мероприятий государственной программы, в зависимости от достигнутых результатов;
- определение приоритетов для первоочередного финансирования расходов;
- планирование бюджетных расходов с применением методик оценки эффективности бюджетных расходов.
Минимизация данных рисков предусматривается путем привлечения внебюджетных источников финансирования для реализации мероприятий государственной программы, применение механизмов государственно-частного партнерства.
Техногенные и экологические риски связаны с тем, что любая крупная природная, технологическая или экологическая катастрофа, вероятность которой полностью исключать нельзя, потребует дополнительных ресурсов по ликвидации ее последствий, что может негативно сказаться на реализации государственной программы.
Влияние риска будет минимизировано путем проведения промышленных экспериментов, организации поэтапного перехода к использованию принципов наилучших доступных технологий. Частично данный риск может быть минимизирован за счет принятия мер по совершенствованию государственного регулирования, в том числе по установлению ответственности за ликвидацию последствий разливов нефти и нефтепродуктов.
Климатические риски связаны со срывом проведения проектных природоохранных мероприятий на неопределенный срок, возникновением экстремальных природных ситуаций (угрозы наводнений, высокой горимости лесов и др.), вспышками массового размножения и распространения вредных насекомых и болезней.
Влияние риска может быть ограничено применением мер экстренного реагирования, проведением санитарно-оздоровительных мероприятий, ведением экологического мониторинга и развитием института проектного планирования.