Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ВНУТРЕННЕГО И ВЪЕЗДНОГО ТУРИЗМА В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2013 - 2017 ГОДЫ"

1.3. Анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз развития туризма в Белгородской области (SWOT-анализ)


SWOT-анализ - это анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз со стороны внешней окружающей среды.

Аббревиатура SWOT состоит из следующих слов:

Strengths - сильные стороны;

Weakness - слабые стороны;

Opportunities - возможности;

Threats - угрозы.

SWOT-анализ позволяет определить факторы внешней и внутренней среды для развития внутреннего и въездного туризма в Белгородской области, определяющие конкурентоспособность региональной туриндустрии. Выявленные сильные стороны и внешние возможности могут быть положены в основу конкурентной стратегии развития туризма и реализовываться через перечень мероприятий, направленных на их использование и усиление. При этом слабые стороны и внешние угрозы могут стать препятствиями для развития туризма в регионе.

Таблица 2

Сильные стороны:

Слабые стороны:

1.   Выгодное  географическое
 положение (приграничное, пролегание
 транспортных  магистралей  (М-2,
 14.ОП.РЗ.К-1, 14.ОП.РЗ.К-2)).
 2. Наличие богатого исторического и
 культурного наследия.
 3.  Наличие  благоприятных
 природно-климатических условий.
 4. Наличие природных  заповедников,
 заказников и памятников природы.
 5. Активное социально-экономическое
 развитие области.
 6. Развитая  система  транспортного
 сообщения,  связи  и
 телекоммуникаций.
 7.  Наличие  современного
 международного аэропорта.
 8.  Высокий  уровень  развития
 промышленного сектора области

1. Низкий уровень информированности
 туристов и специалистов  туриндустрии
 о  Белгородской  области  как  о
 туристской дистинации.
 2. Отсутствие в регионе турпродуктов,
 соответствующих  международным
 стандартам.
 3.  Сезонность  большинства
 внутриобластных маршрутов.
 4.  Недостаток  и  низкое  качество
 туристской инфраструктуры и сервиса.
 5.  Недостаток  квалифицированных
 специалистов в отрасли.
 6.  Высокий  уровень  конкуренции  на
 межрегиональном  и  международном
 уровне.
 7.  Ориентированность  местных
 туркомпаний на выездной туризм

Возможности:

Внешние угрозы:

1.  Реализация  благоприятного
 географического  положения  через
 развитие  внутреннего  и  въездного
 туризма.
 2.  Развитие  новых  экономических
 сфер в  муниципальных  образованиях
 области.
 3.  Расширение  международного
 культурного,  делового  и  иного
 сотрудничества.
 4.  Создание  логистического
 туристского  центра  (авиа-,
 железнодорожного и автомобильного),
 откуда  удобно  добираться  до
 достопримечательностей  соседних
 регионов, в том числе Украины.
 5. Создание новых  рабочих  мест  в
 области,  развитие  самозанятости
 сельского населения.
 6. Возможность организации программ
 обучения  специалистов  в  области
 туризма  и  профессиональной
 переподготовки местного населения.
 7.  Создание  и  продвижение
 туристских брендов  и  формирование
 привлекательного  имиджа  области
 Создание   благоприятного
 инвестиционного климата

1. Несовершенство нормативно-правовой
 базы туристской отрасли.
 2.  Правовые  и  финансовые  риски
 частных  инвесторов,  связанные  с
 осложнениями  при  реализации
 инвестиционных проектов.
 3.  Изменение  внешней  рыночной
 конъюнктуры.
 4.  Последствия  нестабильной
 экономической  ситуации  в  странах
 Европы.
 5.  Зависимость  наполняемости
 федерального бюджета от  мировых  цен
 на энергоносители.
 6. Ухудшение экологической обстановки

На основе SWOT-анализа выявлено, что наиболее важными благоприятными факторами внешней и внутренней среды, которые необходимо закладывать в основу стратегии повышения конкурентоспособности туризма, являются следующие:

1. Выгодное географическое положение (приграничное).

2. Наличие богатого исторического и культурного наследия.

3. Благоприятное расположение относительно транспортных магистралей (М-2, 14.ОП.РЗ.К-1, 14.ОП.РЗ.К-2).

4. Активное социально-экономическое развитие области.

5. Развитая система транспортного сообщения, связи и телекоммуникаций.

6. Наличие современного международного аэропорта.

Основными негативными факторами (слабыми сторонами), влияющими на развитие туризма в области, ограничивающими возможности и снижающими конкурентоспособность, являются:

1. Низкий уровень информированности туристов и специалистов туриндустрии о Белгородской области как о туристской дистинации.

2. Отсутствие в регионе турпродуктов, соответствующих международным стандартам.

3. Недостаток и низкое качество туристской инфраструктуры и сервиса.

4. Недостаток квалифицированных специалистов в отрасли.

5. Высокий уровень конкуренции на межрегиональном и международном уровне.

6. Ориентированность местных туркомпаний на выездной туризм.

Таким образом, качество и количество слабых сторон и угроз равновесно позитивным факторам и возможностям. Потенциально весомые сильные стороны при их актуализации будут способны переломить негативные факторы.