В современной науке при всех различных подходах к истолкованию ее места в системе человеческих ценностей, роли в жизни общества, межотраслевого положения в экономике и стратегического значения в структуре государственных отношений можно выделить три основные стороны. Понятие наука, прежде всего, определяется как форма мышления и деятельности, во вторую очередь как система знаний по тем или иным отраслям (дисциплинам) и, наконец, как социальный институт.
В качестве формы мышления и деятельности наука противостоит любым другим формам познания и имеет теоретическое, мировоззренческое и, в узком смысле, идеологическое значение. В качестве системы знаний наука вооружает человека инструментом преобразования окружающего мира, позволяет осуществлять "прирост" знания, основанного на опыте, экспериментах и изысканиях предшествующих поколений, знания, которое непосредственно применяется в процессе жизнедеятельности. В ипостаси социального института наука стимулирует социальную активность граждан, прежде всего, интеллигенции, а также оказывает непосредственное влияние на уровень культуры, образования, самосознания человека в обществе.
Сегодня происходит реорганизация сферы науки, привлечение дополнительных источников финансирования на ее развитие. По-прежнему остро стоит проблема более эффективного использования результатов научных исследований в экономике, а также эффективного финансирования научных исследований.
В современных условиях государство рассматривает науку и ее научный потенциал как постоянно накапливаемое национальное достояние, определяющее будущее нашей страны, а поддержку развития науки - как приоритетную задачу. Представленная на заседании Государственного совета Российской Федерации 8 февраля 2008 года стратегия социально-экономического развития России до 2020 года по сути является политическим решением о переводе российской экономики с инерционного энергосырьевого на инновационный путь развития. Эта идея нашла свое развитие в одобренной Правительством Российской Федерации Концепции стратегии развития России до 2020 года.
В соответствии со Стратегией развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года, Стратегией социально-экономического развития России до 2020 года основу государственного сектора науки и высшего образования должны составить технически оснащенные на мировом уровне, укомплектованные квалифицированными кадрами, финансово устойчивые научные и научно-образовательные организации.
С целью консолидации усилий по развитию научной деятельности в Российской Федерации и недопущению "распыления средств" определены важнейшие направления государственной политики в области развития науки и технологий:
1. Развитие фундаментальной науки, важнейших прикладных исследований и разработок;
2. Совершенствование государственного регулирования в области развития науки и технологий;
3. Формирование национальной инновационной системы;
4. Повышение эффективности использования результатов научной и научно-технической деятельности;
5. Сохранение и развитие кадрового потенциала научно-технического комплекса;
6. Интеграция науки и образования;
7. Развитие международного научно-технического сотрудничества.
Являясь частью феномена науки в целом, вузовская наука имеет свою специфику и свое место. Задача развития вузовской науки также имеет три стороны: стимулировать фундаментальные научные исследования, обеспечить высокое качество исследований прикладного характера, научно-исследовательских разработок и способствовать повышению культурного и образовательного уровня населения.
Большая часть научных разработок вузовской науки приходится на долю кафедральных ученых, т.е. преподавателей высших учебных заведений, которые занимаются научно-исследовательской деятельностью в соответствии с кафедральными (факультетскими, вузовскими) планами научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ либо в рамках временных научных коллективов по трудовому договору.
Научная политика Белгородской области в сфере вузовской науки является составной частью социально-экономической политики, которая выражает отношение государства на региональном уровне к научной, научно-технической и инновационной деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти Белгородской области в сфере науки, техники и реализации достижений науки и техники на территории региона.
В 2012 году завершаются мероприятия долгосрочной областной программы "Вузовская наука" на 2008 - 2012 годы, утвержденной постановлением правительства Белгородской области от 9 декабря 2008 года N 295-пп. Нижеприведенные количественные показатели развития научного потенциала свидетельствуют о стабильности и положительной динамике показателей в сфере вузовской науки, что служит доказательством эффективности мероприятий, проведенных вузами, в том числе в рамках указанной программы.
Согласно данным о студентах, принимавших участие в научной и исследовательской работе, численность их в семи ведущих высших учебных заведениях на территории Белгородской области (БелГУ, БГТУ, БГСХА, БУКЭП, БГИИК, СТИ МИСИС и БЮИ) с 2008 по 2011 годы вместе с уменьшением студенческого контингента в связи с наступлением "демографической ямы" в среднем уменьшалась ежегодно на 1,5 процента и составила к сентябрю 2012 года 12362 человека.
В то же время процент студентов, принимающих участие в научно-исследовательской работе, к сентябрю 2012 года, по данным вузов, составил более 42 процентов от общего числа студентов, что на 6 процентов больше уровня 2008 года. Указанная динамика стала следствием недостаточно обоснованной единой критериальной системы: под научно-исследовательской работой понимались и исследования в рамках поддержанных грантов, и количество дипломных работ по заявкам предприятий, и участие в научных мероприятиях различного рода. В то же время ясно, что дипломные работы являются частью учебного плана по дисциплинам высшего профессионального образования, следовательно, не относятся к сфере научных работ. Во избежание разночтений и с целью конкретизации показателей представляется важным разработать единую критериальную базу развития научного потенциала Белгородской области в рамках долгосрочной целевой программы развития вузовской науки на 2013 - 2015 годы (далее - Программа).
Общий объем финансирования деятельности вузов с 2008 по 2011 год вырос на 226 млн. 448,1 тыс. рублей и составил 721 млн. 73,7 тыс. рублей.
При этом привлечение средств федерального бюджета выросло в 2,5 раза и составило 419 млн. 934,1 тыс. рублей. Связано это, прежде всего, с изменением статуса Белгородского государственного университета, который стал Национальным исследовательским университетом, что изменило объемы федерального финансирования.
В научно-технической сфере области в настоящее время работает более 4 тысяч человек. Основные научные силы в области сосредоточены в городах Белгород, Старый Оскол и Губкин. Штатный профессорско-преподавательский состав высших учебных заведений, расположенных на территории Белгородской области, ежегодно колеблется в пределах 5 - 7 процентов и в настоящее время составляет 3207 человек. Из них ученую степень доктора и кандидата наук имеют 2127 человек, или 66,3 процента. За последние пять лет численность докторов наук увеличилась с 200 до 386 человек и в настоящее время составляет 12 процентов от общей численности профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений. Более чем на треть вырос контингент кандидатов наук, который в настоящее время составляет 1741 человек, или 54,3 процента от общей численности преподавателей вузов.
Динамика изменения возрастного кадрового профессорско-преподавательского состава вузов Белгородской области за последние пять лет показывает выравнивание численного состава четырех основных возрастных групп преподавателей. Активная работа руководства области и высших учебных заведений в сфере послевузовского образования позволила обеспечить в последние годы стабильность контингента профессорско-преподавательского состава, увеличив долю преподавателей моложе 40 лет до 41 процента. На сегодняшний день средний возраст докторов наук, работающих в вузах, составляет 54 года, кандидатов наук - 43 года.
Важным звеном этой работы стало проведение мероприятий по привлечению молодежи в аспирантуру и поддержка докторантов, что привело к росту числа молодых ученых в аспирантурах и докторантурах вузов области.
В 6 учреждениях ВПО области ведется подготовка около 1700 аспирантов, соискателей ученой степени кандидата наук и 37 докторантов по 90 специальностям, причем 50 процентов всех обучающихся учатся на бюджетной основе. В области в настоящее время действует 23 диссертационных совета по 50 специальностям в различных сферах деятельности отраслевых наук.
На основе изучения развития научно-исследовательского потенциала области в течение трех последних лет можно констатировать, что количество работающих на базе вузов области проблемных научно-исследовательских лабораторий увеличилось с 43 до 47; научно-исследовательских институтов - с 6 до 7; проектно-конструкторских бюро - с 13 до 14. По-прежнему функционируют 28 инженерных, научных и научно-методических центров, 4 технопарка, 14 экспериментальных производств и 17 других научно-производственных подразделений.
Важнейшим показателем научной активности ученых вузов является количество проводимых мероприятий научной и научно-методической направленности - конференций, семинаров, форумов, выставок. Количественные данные указанных мероприятий свидетельствуют о положительной динамике и существовании научной среды: если в 2008 году научных мероприятий было около 280, то к концу 2011 года их количество выросло до 378 мероприятий.
В 2011 году в результате научно-исследовательской деятельности учеными вузов подано более 50 заявок на объекты промышленной собственности, получено более 70 патентов России, издано 320 монографий (в 2009 - 246, в 2010 - 282) и более 6 тысяч научных статей в более чем 120 сборниках научных трудов и сборниках материалов конференций, проводимых на территории области, а также в других изданиях.