Дорожное хозяйство - комплекс, включающий в себя сеть автомобильных дорог общего пользования со всеми сооружениями, необходимыми для ее нормальной эксплуатации, а также предприятия и организации, осуществляющие деятельность, связанную с проектированием, строительством, реконструкцией, ремонтом и содержанием автомобильных дорог.
Эффективное функционирование и устойчивое развитие сети автомобильных дорог являются необходимыми условиями экономического роста, повышения конкурентоспособности и снижения издержек товаропроизводителей, улучшения условий жизни населения, выравнивания уровня социально-экономического развития каждого региона России.
В настоящее время в области высокими темпами происходит рост промышленного производства, реализуются приоритетные национальные проекты, особенно в сельскохозяйственном секторе экономики.
По состоянию на 1 января 2013 года общая протяженность автомобильных дорог общего пользования области составляла 6706,7 км, из которых имеют твердое покрытие 6692 км (99,8 процента).
На автомобильных дорогах области находится 419 искусственных сооружений общей протяженностью 17768 погонных метров, в том числе 25 путепроводов, 340 железобетонных мостов, 53 металлических и 1 мост деревянный.
Большую часть автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения составляют дороги IV и III категорий (69 процентов и 18 процентов соответственно), 9 процентов автомобильных дорог имеют V категорию, 3 процента - II категорию и 1 процент приходится на дороги I категории.
Основные показатели, характеризующие развитие территориальной сети автомобильных дорог общего пользования Белгородской области, имеют следующие значения: плотность дорог с твердым покрытием на 1000 жителей - 4,4 км, плотность сети на 1000 кв. км территории - 247 км.
К наиболее актуальным проблемам дорожного хозяйства Белгородской области можно отнести следующие:
1. Неудовлетворительное транспортно-эксплуатационное состояние и высокая степень износа сети автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, местного значения и искусственных сооружений на них.
Несмотря на меры, принимаемые по капитальному ремонту и ремонту, в настоящее время 43 процента (2870 км) автомобильных дорог общего пользования и 34 процента (143 шт.) искусственных сооружений эксплуатируются с просроченными межремонтными сроками и не соответствуют нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационному состоянию.
В условиях роста цен на дорожные работы и ограниченного финансирования эти требования не выполняются, и с каждым годом увеличивается протяженность автомобильных дорог регионального значения, требующих ремонта.
На сегодня ежегодная потребность в проведении плановых ремонтов автомобильных дорог составляет более 400 километров. Фактически за период с 2011 по 2013 годы отремонтировано 991,5 км автомобильных дорог.
2. Повышение доли большегрузных автомобилей, влияющих на сохранность существующей дорожной сети, в общем транспортном потоке.
Несущая способность дорог не соответствует современным требованиям к нагрузкам, в результате чего покрытие автодорог интенсивно разрушается. По причине значительного роста интенсивности движения и увеличения нагрузок большая часть дорог, соединяющих областной и районные центры, построенных 40 - 50 лет назад и рассчитанных на осевую нагрузку в 6 тонн, исчерпали свой ресурс и не справляются со своими функциями. Несмотря на реализованные в области долгосрочные целевые программы идет отставание темпов роста протяженности новых дорог и увеличения пропускной способности существующих автомобильных дорог от темпов роста автомобилизации и интенсивности дорожного движения.