1. В сфере демографического поведения:
- недостаток положительных примеров для подражания при формировании установок на брачность, семейность, детность, в том числе и многодетность; получение образования, профессиональное развитие;
- повышенные эгоизм, эгоцентризм, нарциссизм, инфантильность как следствие специфики воспитания в качестве единственных детей в семье;
- увеличение количества детей, страдающих "депривационным синдромом", как результат "сверхзанятости" родителей;
- тенденция к охлаждению детско-материнских отношений;
- нарушение полоролевого поведения вследствие воспитания в неполной семье и при ослабленной роли отца;
- ранняя сексуальность при отсутствии навыков нравственного поведения как результат свободного воспитания;
- преждевременное знакомство с предметами эротического характера, что негативно сказывается на моральном облике детей и подростков.
2. В сфере образования, культурного развития и информационной безопасности:
- отсутствие гарантий в получении своевременного и качественного дошкольного образования вследствие дефицита мест в дошкольных образовательных учреждениях;
- дифференциация в доступе отдельных категорий детей к качественному основному и дополнительному образованию;
- слабый контроль за качеством образовательных услуг;
- несоответствие современной системы обеспечения информационной безопасности детей новым рискам, связанным с развитием сети Интернет и информационных технологий, нарастающему противоправному контенту;
- низкий уровень этического, гражданско-патриотического, культурно-эстетического развития различных категорий детей, что приводит к возникновению в подростковой среде межэтнической и межконфессиональной напряженности, ксенофобии, к дискриминационному поведению детей и подростков, агрессивности, травле сверстников и другим асоциальным проявлениям.
3. В сфере здравоохранения и здорового образа жизни:
- отсутствие у большинства детей мотивации к здоровому питанию, занятиям физической культурой и спортом, здоровому образу жизни в целом;
- детская нервозность (у каждого третьего), обусловленная врожденными и возникшими проблемами;
- недостаточно качественная организация отдыха детей в детских спортивно-оздоровительных учреждениях, дифференциация в доступе различных категорий детей к получению санаторно-курортного лечения, нуждающихся по состоянию здоровья в таковом.
4. В сфере создания равных возможностей для детей, нуждающихся в особой заботе государства (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов и ВИЧ-инфицированных детей):
- асоциальность (недостаток социальной нормативности поведения), в том числе наличие вредных привычек как следствие отсутствия должного контроля за процессом социализации;
- астенизация, ослабленное общее и репродуктивное здоровье; физические дефекты;
- невротизация поведения;
- отсутствие базисного доверия к миру, страх, агрессия, недоверие к людям и самому себе; нежелание познавать новое, уход в себя, тревожность (враждебность) по отношению к взрослым и сверстникам, гиперактивность, эмоциональная напряженность, нарушение образа "Я" как результат психической и социальной депривации детей, воспитывающихся вне семьи;
- нарушения гендерного развития и полоролевого поведения;
- отсутствие навыков семейного (супружеского, родительского) поведения; бытовой инфантилизм вследствие отсутствия в их сознании позитивной модели семьи;
- низкий уровень адаптации в социуме детей с ограниченными возможностями здоровья, наличие фактов нетерпимого отношения к ним со стороны сверстников и взрослых.
5. В сфере защиты прав и интересов детей:
- невысокий уровень правовой культуры детей;