Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНОГО, ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2013 - 2020 ГОДЫ (с изменениями на: 19.06.2017)

  4.3.1 Кризис традиционной модели детства


Изменившиеся социальные условия предопределили существенные различия в опыте и переживаниях современных детей, родителей и педагогов, поэтому модель взрослости, предлагаемая старшими, не воспринимается подрастающим поколением.

Возможности родителей во многом влияют на развитие ребенка: освоение интерактивных средств, сети Интернет, доступность путешествий за границу, просмотр телепередач разного уровня в свободное от учебы время - все эти факторы формируют мировоззрение детей, которое существенно отличается от мировоззрения предыдущих поколений.

В то же время ребенок по-прежнему ориентирован на самоценные детские виды деятельности: игровые, творческие, эмоционально-экспрессивные, практико-ориентированные. У современных детей и подростков отмечается стремление к интеграции разных видов деятельности в один процесс: экспериментирование, создание микро- и макропроектов, коллекционирование, импровизация.

Такие занятия привлекают возможностью проявления самостоятельности и свободы при реализации замыслов.

На основе исследований, проведенных ЮНЕСКО, к основным особенностям современных детей можно отнести комплексное развитие мыслительных операций (дети мыслят блоками, модулями, квантами); более высокий уровень интеллекта (высокий уровень составляет 130, а не 100; раньше такой уровень встречался у одного ребенка из десяти тысяч); при проведении психолого-педагогической диагностики дети 2 - 3 лет справляются с заданиями, рассчитанными ранее на детей 4 - 5 лет; дети отличаются повышенной потребностью к восприятию информации; объем долговременной памяти намного больше, а проходимость оперативной - выше, что позволяет воспринимать и перерабатывать большое количество информации за короткий промежуток времени. У современных детей система отношений доминирует над системой знаний. На смену вопросу "Почему?" пришел вопрос "Зачем?". Если раньше у ребенка был хорошо развит подражательный рефлекс и он старался повторять действия за взрослым, то у современных детей преобладает рефлекс свободы - они сами выстраивают стратегию своего поведения. Отмечается врожденное стремление детей к самореализации.

Рассмотренные возможности современного ребенка соответствуют тем потенциальным способностям, которыми должен обладать человек для саморазвития и самореализации в процессе жизнедеятельности.

Эти способности составляют базу для приобретения и проявления основ ключевых компетентностей ребенком. В целом, ребенок наделен высоким интеллектуальным потенциалом, свободолюбивой деятельной натурой. Все это требует обновления условий, содержания воспитания и обучения не только в образовательной организации, но и в семье.

Это первый и наиболее значимый вызов. Образовательная система, не оставляющая пространства для построения вариативных, в том числе индивидуальных, образовательных траекторий, не способна удовлетворить существующее многообразие образовательных потребностей современного человека и не соответствует личностно ориентированной парадигме образования, предполагающей формирование креативной личности, обладающей развитым критическим мышлением и способной активно рефлексировать.

Рассчитанная на перспективу система образования должна быть способна не только вооружать знаниями обучающегося, но и вследствие постоянного и быстрого их обновления формировать потребность в непрерывном самостоятельном овладении умениями и навыками самообразования.

Образование должно в итоге стать таким социальным институтом, который был бы способен предоставлять человеку выбор из разнообразного набора образовательных услуг, позволяющих учиться непрерывно.