Различия муниципальных систем дошкольного, общего и дополнительного образования по наличию ресурсов, уровням доступности и качества образовательных услуг являются проблемой, определяющей растущий разрыв между образовательными организациями, работающими в режиме высокой эффективности, и организациями, стабильно демонстрирующими низкие образовательные результаты.
Муниципальные образования заметно различаются по наличию управленческих, финансовых и кадровых ресурсов, масштабу внедрения организационно-экономических механизмов и вариативных форм дошкольного образования, социальному статусу и платежеспособности населения.
Эта ситуация создает риск неравенства в доступе к конституционно гарантированному общедоступному бесплатному дошкольному образованию для детей из разных муниципальных образований.
При том, что современная региональная система общего образования представлена сетью организаций различных видов и форм правовой собственности, в основе которой - научно-обоснованные механизмы функционирования, принципы перехода к профильному обучению на старшей ступени общего образования, вариативные модели оценки качества образования, инновационные формы оплаты труда, нормативное финансирование образовательных организаций, стойко выделяется сегмент так называемых "проблемных" школ.
В этих организациях не хватает высококвалифицированных педагогов, слабая материально-техническая база, уровень образовательных результатов выпускников не соответствует современным требованиям. Некоторые из таких школ являются малокомплектными, в них трудности учебного процесса заключаются в малой наполняемости и обучении в одном классе детей разных возрастов. Кроме того, многопрофильная педагогическая деятельность учителя не позволяет дать ребенку хорошее образование.