В условиях развития вариативных форм дошкольного образования, представленного в Белгородской области на сегодняшний день частными детскими садами, семейными клубами, студиями развития, а также с учетом прогноза спада роста рождаемости с 2016 года, возникает риск конкуренции за потребителя услуги между государственным и негосударственным сектором дошкольного образования. Кроме того, нерациональное направление финансовых средств на строительство новых зданий детских садов без учета демографической ситуации может привести к повторной волне невостребованности зданий дошкольных организаций, как это было в 90-е годы 20 века.
Основой формального образования прошлого столетия была ограниченность каналов доступа к знаниям. Это поддерживало престиж образовательных организаций разных типов и педагогов, работающих в них. В ситуации расширения спектра источников информации, возрастания возможностей доступа к любым (авторитетным и неавторитетным) информационным ресурсам школа утрачивает монополию на образование и формирование образцов поведения.
Система образования сегодня функционирует и развивается в условиях информатизации, глобализации образовательных рынков и развития экспорта образовательных услуг, индустриализации образовательного процесса, рыночной трансформации образовательных систем.
В сложившихся условиях необходим выход за пределы формального образования, использование возможностей других социальных институтов. Школа, детский сад должны взять на себя функции координаторов образования и социализации, что возможно, в первую очередь, при условии развитости дополнительного образования детей в муниципальном образовании. При этом образование данного типа, по сути, перестает быть дополнительным и становится сферой открытого образования.
Помимо этого ответом на вызов является объединение ресурсов школы, организаций дополнительного образования с ресурсами Интернета для непосредственного участия в формировании сетевых образовательных продуктов и использования уже имеющихся ресурсов социализации.