Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНОГО, ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2013 - 2020 ГОДЫ (с изменениями на: 19.06.2017)


4.1.2. Качество образования


В целях повышения качества дошкольного образования в Белгородской области обеспечен поэтапный переход к реализации федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации.

При этом были учтены региональные приоритеты, определяющие содержание образования дошкольников: духовно-нравственное воспитание; здоровьесбережение детей; обеспечение равных стартовых возможностей при поступлении в школу; развитие вариативных форм дошкольного образования; формирование элементарных навыков общения на иностранном языке.

Основные результаты работы в данных направлениях за период с 2009 по 2012 годы:

- 32227 воспитанников дошкольных образовательных организаций (54,4 процента от их общей численности и 76,4 процента от их количества в возрасте 4 - 7 лет) изучают английский язык;

- 93 процента дошкольников охвачены предшкольной подготовкой (с учетом наполняемости групп кратковременного пребывания, созданных на базе организаций общего, дошкольного и дополнительного образования для детей, не посещающих дошкольные образовательные организации);

- в результате реализации в дошкольных образовательных организациях современных программ по физическому воспитанию детей, планов профилактических мероприятий, организации коррекционной работы на 7,5 процента снизился уровень заболеваемости воспитанников;

- около 6000 дошкольников с ограниченными возможностями здоровья получают специализированную помощь;

- порядка 16000 детей в 225 дошкольных образовательных организациях посещают спортивные секции;

- дополнительные образовательные программы социально-нравственного развития дошкольников реализуются в 136 организациях региона и охватывают 16524 ребенка (63,4 процента от общей численности детей старшего дошкольного возраста в дошкольных образовательных организациях), программы теоцентрической направленности в 92 (14,5 процента) дошкольных образовательных организациях;

- 11 дошкольных образовательных организаций являются участниками экспериментальной работы федерального, 22 - регионального, 98 - муниципального уровней.

В образовательных организациях реализуются инновационные проекты культурно-исторической направленности и духовно-нравственного содержания, основанные на ценностях православной культуры, повышается статус классного руководителя, педагога-воспитателя. Развивается социально-педагогическая и психологическая служба образовательных организаций, совершенствуется механизм их деятельности. Основной акцент в воспитательной работе сделан на профессиональную ориентацию, культурно-досуговую деятельность, пропаганду здорового образа жизни, духовно-нравственное воспитание.

Качество общего образования школьников в регионе традиционно оценивается на внутреннем и внешнем уровнях.

В 2011 году по итогам международного сравнительного мониторингового исследования качества математического и естественнонаучного образования 56 процентов и 47 процентов обучающихся продемонстрировали уровень достижений выше среднего значения по математике и естествознанию соответственно, а в исследовании качества чтения и понимания текста 79 процентов испытуемых показали результаты на уровне и выше средних значений по Российской Федерации.

В школах области с использованием автоматизированной информационной системы "Виртуальная школа" осуществляется ведение электронных портфолио обучающихся, в которых фиксируются внеучебные достижения.

Ежегодно увеличивается количество участников единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ). Происходит сокращение числа обучающихся, не сдавших единый государственный экзамен (0,43 процента в 2011 году, 0,36 процента в 2012 году). В Белгородской области количество выпускников, успешно преодолевших минимальный порог по большинству общеобразовательных предметов в ходе ЕГЭ, стабильно выше среднероссийского показателя. В 2012 году число участников экзамена, набравших 100 баллов по одному предмету, составило 40 человек, по двум предметам - 3 человека (в 2011 году 100 баллов по одному предмету - 32 человека, по двум предметам - 2 человека).

С целью принятия объективных управленческих решений ежегодно проводится рейтинг общеобразовательных организаций Белгородской области. Разработана критериальная система оценки деятельности муниципальных систем образования, позволяющая адекватно оценить степень достижения поставленных целей и выстроить рейтинг муниципальных образований.

Для информационного обмена и взаимодействия между образовательными организациями, муниципальными органами управления в сфере образования, департаментом образования Белгородской области на протяжении пяти лет успешно используется информационно-аналитическая система "Электронный мониторинг образовательных учреждений Белгородской области".

Одним из механизмов обеспечения качества образования Белгородской области является внедрение федеральных государственных образовательных стандартов начального и основного общего образования.

С 1 сентября 2011 года осуществлен массовый переход на ФГОС начального общего образования в первых классах всех школ области.

С 1 сентября 2012 года с учетом готовности в 32 общеобразовательных организациях региона введены ФГОС основного общего образования в 88 пятых классах.

В настоящее время общее количество обучающихся по ФГОС начального и основного общего образования составляет более 32,5 тысячи школьников (23,8 процента от общей численности обучающихся региона).

Качество организации профильного обучения в общеобразовательных организациях области подтверждает положительная оценка его эффективности - позитивная динамика роста показателей в 2011 и в 2012 г.г.:

- увеличение охвата обучающихся предпрофильной подготовкой с 95 процентов до 97 процентов, в том числе на основе индивидуальных учебных планов (далее - ИУП) с 5 процентов до 9,5 процента;

- рост количества образовательных организаций, в которых осуществляется профильное обучение, с 37,5 процента до 41 процента, в том числе на основе ИУП 5,7 процента до 8,5 процента.

При этом доля школьников, обучающихся по программам, основанным на использовании сетевых форм организации учебного процесса, составляет 12 процентов.

В последние годы наблюдается устойчивая тенденция активного роста участия обучающихся в олимпиадах, научно-исследовательских конференциях и конкурсах. Одаренные школьники региона показывают высокие результаты на интеллектуальных состязаниях международного уровня. В 2011 году на 44-й международной Менделеевской олимпиаде по химии завоевана бронзовая медаль, 2012 году на Международной олимпиаде по астрономии - серебряная медаль. Белгородская область по эффективности участия в заключительном этапе всероссийской олимпиады занимает 16 место среди субъектов Российской Федерации и 4 место среди субъектов Центрального федерального округа (2012 год).

С 2006 по 2012 годы лауреатами премии Президента Российской Федерации для поддержки талантливой молодежи в рамках приоритетного национального проекта "Образование" стали 573 юноши и девушки в возрасте от 14 до 25 лет.