Трансформации в государстве и обществе в последние десятилетия в значительной мере ослабили внимание к таким явлениям, как социально-духовные и нравственные ценности в подростковой и молодежной среде, что впоследствии привело к формализации и снижению уровня воспитательной работы в школе, зачастую ее замене культурно-досуговой деятельностью, смещению приоритетов в сторону учебной деятельности.
Основной акцент в современной системе образования делается на результативность обучения, что предполагает наличие определенного разрыва между процессами обучения и воспитания.
Сложившаяся ситуация вызвана, прежде всего, отсутствием соответствующих четких положений в стандартах образования, определяющих качество образования через качество не только обучения, но и воспитания.
Существующая система оценки качества образования предполагает только оценку учебных достижений школьников (ЕГЭ, государственная итоговая аттестация в 9-х классах, мониторинговые исследования на различных ступенях обучения), без учета динамики личностного роста ребенка, уровня его воспитанности и сформированности ценностных ориентиров.
Сформировать целостное образовательное пространство можно лишь при условии восстановления приоритета воспитания.
Следовательно, для того, чтобы школа сегодня как социальный организм могла стать для ребенка воспитательной средой, нравственная атмосфера которой обусловит его ценностные установки, в ее педагогическую канву должна быть заложена нравственно-этическая система, которая цементировала бы и актуализировала ценностные основания всех компонентов школьной жизни: учебную деятельность, перемену как продуманную организацию межурочного пространства, внеурочную деятельность, обеспечивая их духовно-нравственным и этическим содержанием.
В этой связи резко возрастает роль педагога как активного носителя провозглашаемой системы ценностей, актуальной для укрепления российского государства, владеющего современными технологиями воспитания.