Несмотря на достаточно высокий в общем по региону уровень охвата детей и подростков дополнительными образовательными программами, острой остается проблема доступа к услугам данного типа образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, проживающих в сельской местности. Таким образом, сохраняется тенденция неравенства предоставления возможности получения дополнительного образования обучающимся с разными потребностями и возможностями независимо от социального статуса и места жительства.
Интенсификация учебного процесса зачастую отрицательно сказывается на показателях психического и физического здоровья школьников: их развитии, функциональном состоянии. Проводимые в течение ряда лет обследования показали, что только 6 процентов обучающихся общеобразовательных организаций в регионе отличаются высоким уровнем здоровья.
Сниженный уровень отмечен у 34 процентов школьников. Большинство из них ведут малоподвижный образ жизни, а многие имеют вредные привычки. Остро стоят проблемы детей подросткового возраста, наиболее подверженных негативному влиянию среды и общества. Особую тревогу вызывает распространение среди подростков наркомании, токсикомании, алкоголизма, курения.
Социологические опросы показывают, что 22 процента детей школьного возраста не занимаются спортом по причине недостатка материальных средств, 20 процентов - по причине отсутствия желания.
Пропаганда имиджа спортивного молодого человека не осуществляется в полной мере.
Особого внимания требует организация внеклассной работы по физическому воспитанию (реализация программ дополнительного образования детей спортивной направленности, спортивно-досуговые мероприятия) в образовательных организациях разного типа.
Являясь составной частью общей системы физического воспитания детей школьного возраста, внеклассная работа по отношению к учебной не только формально, но и по сути занимает подчиненное положение.
Современное содержание дополнительного образования закрепляется в образовательных программах, реализуемых в организациях разных типов. Анализ состояния программного материала подтверждает негативный факт снижения количества авторских образовательных программ наряду с преобладанием модифицированных.
В сфере дополнительного образования детей недостаточно развиты дистанционные формы образования, требуют совершенствования новые образовательные технологии: проектные, исследовательские, профессионально-ориентированные, особенно в области техники, естественных и социальных наук. Требуется также пересмотр подходов в системе дополнительного образования детей к решению задач гражданского воспитания, формирования позитивных социальных установок и социальных компетенций молодого поколения, идентификации каждого ребенка и подростка со своей семьей, регионом, страной.
Проблемой является отсутствие в организациях единых требований к программному и методическому обеспечению дополнительного образования. Кроме того, практически отсутствует научно-методическая литература по проблемам дополнительного образования, изданная в ведущих российских издательствах, слабо развиты информационные ресурсы, содержащие авторитетную научно-методическую информацию.
Серьезной проблемой является низкий уровень материально-технической базы организаций дополнительного образования, которая не соответствует современным требованиям инновационной экономики, перспективного рынка труда, техносферы образования. Более 30 процентов зданий, находящихся в ведении организаций дополнительного образования, нуждаются в капитальном ремонте.
Доля доходов от внебюджетной деятельности организаций дополнительного образования характеризует возможности повышения их финансовой самостоятельности и устойчивости.
Незначительное увеличение доходов обусловливает проблемность финансирования системы организаций дополнительного образования. В то же время это показывает и слабую вовлеченность бизнес-сообщества, предприятий в социально значимую деятельность.
Возможности сферы дополнительного образования для расширения связей с социальными и бизнес-партнерами слабо востребованы.
Недостаточно развиваются платные услуги и внебюджетная деятельность. Не отработаны механизмы предоставления и учета гарантированных бесплатных услуг, реализации платных услуг и определения их стоимости, стимулирования частных услуг.
В современной социально-экономической и нормативно-правовой ситуации большая нагрузка ложится на местный бюджет, который во многих муниципальных районах и некоторых городских округах не справляется с новыми задачами развития системы дополнительного образования детей.
Результаты проведенного мониторинга свидетельствуют, что основными направлениями деятельности организаций дополнительного образования, требующими поддержки, являются художественно-эстетическое, физкультурно-спортивное, научно-техническое, туристско-краеведческое, научно-техническое.