1) По результатам независимого рейтинга систем образования субъектов Российской Федерации образование Белгородской области входит в десятку лучших среди регионов России: уровень подготовки школьников по ряду предметов выше уровня обучающихся из многих других областей, достаточно высок уровень теоретической подготовки педагогических работников, обновляется инфраструктура общего образования.
2) Основные проблемы образования в регионе сегодня: недостаточный охват дошкольным образованием; наличие определенного разрыва между процессами обучения и воспитания в обеспечении целостности педагогического процесса и отсутствие соответствующих четких положений в стандартах образования, определяющих качество образования через качество не только обучения, но и воспитания; отставание наименее успешных групп обучающихся от наиболее успешных; наличие доли школьников, не достигающих удовлетворительного уровня функциональной грамотности; "цифровое" неравенство обучающихся, в том числе из сельских школ; недостаточное развитие социальной компетентности и позитивных социальных установок у выпускников общеобразовательных организаций; ограниченность выполнения образованием функции социального лифта: воспроизводство и закрепление социальной дифференциации; наличие сегмента школ (как сельских, так и городских, в том числе и малокомплектных), стойко демонстрирующих низкие образовательные результаты на всех ступенях образования; низкий уровень материально-технического обеспечения организаций дополнительного образования.
3) Причины обостряющихся проблем: сложившаяся в последние годы практика организации образовательного процесса, предполагающая приоритет обучения над воспитанием, негативные тенденции, проявляющиеся в подростковой и молодежной среде (алкоголизм, курение, употребление наркотиков, насилие), отсутствие необходимых условий для интеграции субъектов образования, консолидации действий представителей экономической, политической и культурной сфер региона в решении практических задач по формированию воспитательной компоненты образовательного процесса, ограниченное предложение услуг дошкольного образования, рост межтерриториальных и межучрежденческих различий в качестве образования, стагнация системы дополнительного образования, недостаточно высокое качество педагогического корпуса.
Сеть образовательных организаций в регионе не всегда соответствует особенностям расселения, содержание и формы образования - изменившимся запросам общества, семьи и государства.
4) Глобальные вызовы образованию завтрашнего дня: система образования не успевает обновляться, чтобы отвечать на технологические, культурные и социальные изменения, на новые потребности семей и детей; бурно развивается интернет и социальные сети; современный уровень подготовки педагогов не отвечает вызовам завтрашнего дня.
5) Целями нового этапа развития образования в регионе должны стать: формирование личности гражданина России, обеспечение взаимодействия системы образования, культуры, профессионального образования в рамках совместных проектов и программ, направленных на формирование единого воспитательного пространства, обеспечение современного качества и доступности общего, дошкольного, дополнительного образования, поддержка разнообразия детства, обеспечение позитивной социализации и учебной успешности каждого ребенка, усиление вклада образования в инновационное развитие Белгородской области, ответ на вызовы изменившейся культурной, социальной и технологической сред.
6) Развитие региональной сферы образования должно основываться на принципе политического детоцентризма, то есть обязательствах региона учитывать интересы ребенка при принятии любого политического, экономического и иного решения.
7) Предметом региональной образовательной политики следует считать не столько организацию общего, дошкольного и дополнительного образования, сколько целостную систему образования и социализации.
8) Для решения проблем сегодняшнего образования и ответа на вызовы завтрашнего дня необходимо:
- сформировать дополнительный вектор на инновационное развитие образования с усиленной воспитательной компонентой;
- в среднесрочной перспективе перенести акцент с модернизации институтов и укрепления инфраструктуры организаций общего образования на достижение нового качества образовательных результатов;
- наряду с повышением статуса учителя повышать социальный статус педагогических работников сфер дошкольного и дополнительного образования;
- обеспечить непрерывность повышения квалификации педагогов на основе системно-деятельностного подхода;
- создать полноценную региональную систему оценки качества образования, включающую разнообразные механизмы оценки качества образования и индивидуальных образовательных достижений;
- развивать электронное обучение и электронно-образовательные ресурсы, использовать сертифицированный электронный контент, обеспечить безопасную информационную среду в школах, перевести отчетность в электронный вид.
9) На период до 2020 года приоритетными образовательными результатами должны стать:
- в дошкольном образовании - заложенные основы самоидентификации ребенка в окружающем мире (с семьей, регионом, страной), его социальных навыков (здорового образа жизни, уважения к другим людям), овладение умением "жить в мире с самим собой" (умение учиться, работать индивидуально и в группах);
- в общем образовании - ориентированность на социальную активность и гражданскую ответственность, сохранение и укрепление культурно-исторических традиций Белгородчины и основ государственности, наличие ценностного самосознания высоконравственной, творческой, компетентной личности, сформированность позитивных социальных установок, способность эффективно применять теоретические знания на практике, высокий уровень развития технологических компетенций.
При этом необходимо обеспечить базовую успешность каждого школьника, не допуская выхода из общеобразовательных организаций выпускников без основ социальных компетентностей, грамотности в области естественных, гуманитарных и математических наук:
- в дополнительном образовании - сформированность ключевых нравственных ценностей личности посредством гражданско-патриотического, трудового, духовно-нравственного воспитания детей; высокий уровень общей культуры, развития творческих и интеллектуальных способностей, адаптации к жизни в обществе, готовности к профессиональному самоопределению, сформированности навыков здорового образа жизни.
Результатом изменений в системе организации психолого-педагогического сопровождения должны стать: расширение компенсаторных возможностей образования для работы с детьми, требующими специальных условий обучения, воспитания, развития и социальной адаптации, (одаренные дети, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-сироты, дети с ограниченными физическими и (или) психическими возможностями, дети "группы риска", дети из семей с низким социально-культурным статусом).
Результатом изменений в системе воспитательной работы и социализации обучающихся станет реализация программ развития воспитательной компоненты в каждой общеобразовательной организации.
10) Наиболее реалистичным и эффективным сценарием развития региональной сферы образования в среднесрочной перспективе является создание условий для развития личности каждого ребенка, его духовно-нравственного становления и подготовки к жизненному самоопределению, модернизация дошкольного, общего и дополнительного образования, направленная на расширение социально-культурных функций, обновление содержания, совершенствование инфраструктурных условий организаций дошкольного и дополнительного образования, улучшение преподавания в соответствии с новыми вызовами цивилизации.
В то же время сценарий предполагает наряду с развитием традиционных институтов специальную государственную поддержку сферы неформального (открытого) образования и социализации.