Развитие педагогического корпуса Белгородской области в целом характеризуется положительными тенденциями: на 1,6 процента увеличилась доля педагогических работников, имеющих квалификационные категории (2009 год - 53,4 процента, 2012 год - 55 процентов), стабильно высокой остается доля педагогических работников с высшим профессиональным образованием (2009 год - 90,4 процента, 2012 год - 91,2 процента). Отмечается тенденция ежегодного пополнения педагогического сообщества молодыми специалистами: количество таких специалистов, прибывших в общеобразовательные организации, за последние четыре года составляет 1158 человек (прирост показателя - 0,3 процента), молодых педагогов со стажем работы до 5 лет - 11,5 процента (прирост - 2,3 процента).
Привлекательность сферы образования для молодежи обеспечивается за счет материальной поддержки в виде единовременных выплат из средств муниципальных бюджетов в размере до 100000 рублей, единовременных выплат из средств областного бюджета в размере 300000 рублей по результатам конкурсного отбора лучших выпускников вузов, желающих работать в сельских общеобразовательных организациях, частичного возмещения затрат на оплату жилья и коммунальных услуг.
Кроме того, в регионе реализуются мероприятия по улучшению жилищных условий педагогических работников через их участие в программах потребительского кооператива граждан "Свой Дом", а также в рамках региональных проектов "Учительский дом", "Ипотека для молодых учителей общеобразовательных учреждений Белгородской области". Благодаря данным мерам за последние три года 348 молодых специалистов получили возможность иметь собственное жилье.
С января 2008 года все общеобразовательные организации области, в том числе и малокомплектные школы, перешли на новую систему оплаты труда на основе принципов нормативно-подушевого финансирования.
Величина подушевого норматива определена по ступеням образования и по видам классов дифференцированно для городских и сельских школ. Норматив включает в себя фонд оплаты труда и прочие учебные расходы.
Оплата труда педагогических работников детских садов и организаций дополнительного образования также с 2008 года рассчитывается исходя из базового оклада с применением стимулирующих и компенсационных выплат. Стабильно увеличиваются фонды оплаты труда образовательных организаций всех типов.
С целью совершенствования последипломного образования педагогических работников осуществляется выявление и обеспечение перспективных потребностей региональной системы образования, внедряются вариативные практико-ориентированные формы повышения квалификации (дистанционная, блочно-модульная, персонифицированная накопительная форма по индивидуальному образовательному маршруту, индивидуальная стажировка).