Подготовка кадрового потенциала в сфере воспитания оставляет желать лучшего. На сегодняшний день далеко не каждый педагог является активным носителем таких ценностей, как патриотизм, духовность, нравственность, права человека, инициативное и активное участие в жизни общества, ответственность, уважение к истории и культуре народов России.
Актуальной остается проблема старения педагогических кадров. За период с 2009 по 2012 годы число педагогов пенсионного возраста в образовательных организациях области увеличилось на 2,2 процента и составило 14,7 процента, при этом данный показатель ниже аналогичного общероссийского показателя. Основной причиной закрепления в отрасли педагогов в возрасте старше 55 (60) лет является недостаточный уровень пенсионного обеспечения.
Кроме того, фактором, определяющим негативные тенденции в обновлении кадрового потенциала, является низкий уровень заработной платы молодых специалистов, обусловленный объективной причиной отсутствием наработок, необходимых для начисления стимулирующей части заработной платы, а также отсутствие жилья в сельской местности, где чаще всего возникает потребность в педагогических кадрах.
Основной проблемой кадрового обеспечения системы дошкольного образования является наличие работников, не имеющих педагогического образования, особенно в сельской местности. На сегодняшний день доля таких педагогов составляет 2,8 процента.
В связи с обновлением законодательной и нормативной правовой базы, регулирующей развитие дошкольного образования, требуют совершенствования системы подготовки и повышения квалификации специалистов, направленные на совершенствование кадрового потенциала, способного к профессиональной самореализации в новых социальных и образовательных условиях.
Вместе с тем, обостряется необходимость в повышении культуры управления дошкольной организацией, формирования у руководителей соответствующих компетенций.
Существует проблема кадрового обеспечения системы дополнительного образования детей профессионально компетентными специалистами, их подготовки и стимулирования к решению современных задач.
За последние 3 года процент совместителей в системе дополнительного образования увеличился почти на 12 процентов и составил более 40 процентов от общего числа.
Финансово-экономические условия функционирования современной региональной системы дополнительного образования детей не позволяют в необходимой мере привлечь молодых специалистов, способных заниматься с обучающимися наиболее популярными и востребованными среди них видами деятельности.
До настоящего времени в системе профессионального образования практически отсутствует направление подготовки кадров для сферы дополнительного образования детей (за исключением некоторых педагогических колледжей), что осложняет полноценное кадровое обеспечение развития внешкольной, внеурочной, досуговой и каникулярной деятельности школьников в соответствии с современными приоритетами.
В сложившейся ситуации обостряется ряд проблем: проблема непрерывного повышения квалификации педагогов дополнительного образования с учетом особенностей ФГОС начального и основного общего образования; проблема переподготовки кадров технических, инженерных, естественнонаучных и других специальностей для работы в сфере дополнительного образования детей; проблема заработной платы педагогов, которая в последние годы стабильно занимала одно из последних мест в ряду значений заработной платы педагогических работников образовательных организаций иных типов.