ЗАКОН
БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
от 10 мая 2006 года N 41
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2015 года на основании закона Белгородской области от 05.12.2014 N 321.
____________________________________________________________________
Принят Белгородской областной Думой 27 апреля 2006 года
{ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ:
Закон Белгородской области от 03.10.2013 года N 221; НГР: ru31000201300530}
Настоящий закон регулирует отношения, связанные с организацией в Белгородской области предоставления социальной поддержки, оказания социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг, проведением социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
В целях настоящего закона используются следующие основные понятия:
1) социальное обслуживание - деятельность по предоставлению социальной поддержки, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации;
2) бюджетные организации социального обслуживания - государственные или муниципальные унитарные предприятия или учреждения, основной целью деятельности которых является предоставление социального обслуживания;
3) частные организации социального обслуживания - коммерческие и некоммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий и учреждений), основной целью деятельности или одной из целей деятельности которых является предоставление социального обслуживания, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие социальное обслуживание.
Граждане, проживающие на территории Белгородской области, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, имеют право на социальное обслуживание в объемах, установленных государственными стандартами социального обслуживания.
1. Социальное обслуживание должно соответствовать государственным стандартам, которые устанавливают основные требования к объемам и качеству социальных услуг, порядку и условиям их оказания.
2. Государственные стандарты социального обслуживания в Белгородской области устанавливаются Правительством Белгородской области.
1. Право граждан, проживающих на территории Белгородской области, на социальное обслуживание обеспечивается бюджетными организациями социального обслуживания либо путем заключения договоров на предоставление социального обслуживания отдельным категориям граждан с частными организациями социального обслуживания.
2. Обеспечение права граждан на социальное обслуживание в Белгородской области является расходным обязательством Белгородской области.
Социальное обслуживание граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в бюджетных организациях социального обслуживания может осуществляться в следующих формах:
1) социальное обслуживание на дому - предоставление на дому социально-бытовых, социально-медицинских услуг и иной помощи одиноким гражданам и гражданам, частично утратившим способность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, нуждающимся в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании;
2) стационарное социальное обслуживание - обеспечение в стационарных организациях социального обслуживания условий жизнедеятельности, соответствующих возрасту и состоянию здоровья, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, предоставление питания и ухода, а также организация посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга для граждан, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся в постоянном постороннем уходе;
3) полустационарное социальное обслуживание - предоставление в организациях социального обслуживания в дневное время социально-бытового, социально-медицинского и иного обслуживания сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению гражданам преклонного возраста и инвалидам, а также другим лицам, в том числе несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации;
4) специализированное социальное обслуживание - предоставление временного приюта в специализированной организации социального обслуживания детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, безнадзорным несовершеннолетним, детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, гражданам без определенного места жительства и определенных занятий, гражданам, пострадавшим от физического или психического насилия, стихийных бедствий, в результате вооруженных и межэтнических конфликтов, другим гражданам, нуждающимся в предоставлении временного приюта;
5) срочное социальное обслуживание - предоставление социального обслуживания разового характера, заключающееся в разовом обеспечении остро нуждающихся граждан бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами, обеспечение их одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости, организацию юридической помощи, экстренной медико-психологической помощи с привлечением для этой работы психологов и священнослужителей и выделением для этих целей дополнительных телефонных номеров;
6) реабилитационное социальное обслуживание - оказание помощи в профессиональной, социальной, медицинской, психологической реабилитации инвалидам, лицам с ограниченными возможностями, в том числе, детям-инвалидам, несовершеннолетним правонарушителям, другим гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию и нуждающимся в реабилитационных услугах;
7) консультационное социальное обслуживание предоставление консультаций по вопросам социально-бытового и социально-медицинского обеспечения жизнедеятельности, психолого-педагогической помощи, социально-правовой защиты в организациях социального обслуживания.
1. Социальное обслуживание в бюджетных организациях социального обслуживания может осуществляться бесплатно и за плату.
2. Социальное обслуживание в бюджетных организациях социального обслуживания в объемах, определенных государственными стандартами социального обслуживания, предоставляется бесплатно следующим категориям граждан:
1) гражданам, не способным к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, не имеющим родственников, которые могут обеспечить им помощь и уход, - если среднедушевой доход этих граждан ниже величины прожиточного минимума, установленного в Белгородской области;
2) гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации в связи с безработицей, стихийными бедствиями, катастрофами, пострадавшим в результате вооруженных и межэтнических конфликтов;
3) несовершеннолетним детям, находящимся в трудной жизненной ситуации;
4) иным категориям граждан, определяемым Правительством Белгородской области.
3. Порядок социального обслуживания граждан, категории которых определены частью 2 настоящей статьи, а также порядок и условия социального обслуживания иных категорий граждан в бюджетных организациях социального обслуживания устанавливаются Правительством Белгородской области.
1. Частные организации социального обслуживания самостоятельно определяют порядок, формы и способы осуществления своей деятельности.
2. В случае невозможности обеспечения выполнения государственных стандартов социального обслуживания в бюджетных организациях социального обслуживания либо ввиду нецелесообразности создания бюджетных организаций социального обслуживания на определенной территории органы, наделенные полномочиями по обеспечению права на социальное обслуживание, вправе заключать договоры на предоставление социального обслуживания отдельным категориям граждан с частными организациями социального обслуживания.
3. Заключение договоров с частными организациями социального обслуживания на предоставление социального обслуживания отдельным категориям граждан осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
1. Полномочиями по обеспечению права граждан на социальное обслуживание (статья 5 настоящего закона) наделяются органы местного самоуправления муниципальных районов и городского округа.
2. Органы местного самоуправления при осуществлении полномочий по обеспечению права граждан на социальное обслуживание (далее также -переданных полномочий) в пределах предоставленных на эти цели финансовых средств и материальных ресурсов вправе:
1) создавать муниципальные унитарные предприятия и учреждения, основной целью деятельности которых является предоставление социального обслуживания, осуществлять правомочия их учредителя;
2) заключать договоры на предоставление социального обслуживания отдельным категориям граждан с частными организациями социального обслуживания.
3. Органы местного самоуправления при осуществлении переданных полномочий также вправе получать в органах государственной власти Белгородской области консультативную и методическую помощь по вопросам осуществления переданных полномочий и дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.
4. Органы местного самоуправления при осуществлении переданных полномочий обязаны:
1) использовать материальные ресурсы и финансовые средства, предоставленные для осуществления переданных полномочий, строго по целевому назначению;
2) представлять в органы исполнительной власти Белгородской области, осуществляющие контроль за исполнением переданных полномочий, отчеты о ходе их осуществления, об использовании материальных ресурсов и финансовых средств, полученных на эти цели;
3) в случае изъятия переданных полномочий возвратить неиспользованные финансовые средства, а также материальные ресурсы.
1. Органы государственной власти Белгородской области при осуществлении органами местного самоуправления переданных полномочий:
1) предоставляют органам местного самоуправления материальные ресурсы и финансовые средства, необходимые для осуществления переданных полномочий;
2) издают в пределах своей компетенции обязательные для исполнения нормативные правовые акты по вопросам осуществления органами местного самоуправления переданных полномочий;
3) контролируют осуществление органами местного самоуправления переданных полномочий, а также использование предоставленных на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств;
4) оказывают консультативную и методическую помощь по вопросам осуществления переданных полномочий.
2. Финансирование расходов, связанных с осуществлением органами местного самоуправления переданных полномочий, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета. Общий объем субвенций, предоставляемых местным бюджетам на осуществление переданных полномочий рассчитывается с учетом обеспечения права граждан на социальное обслуживание и численности граждан, обладающих этим правом.
{в редакции закона Белгородской области от 03.10.2013 года N 221}
3. Перечень подлежащих передаче в пользование и (или) управление либо в муниципальную собственность материальных средств, необходимых для осуществления органами местного самоуправления переданных полномочий, устанавливается Правительством Белгородской области.
1. Контроль за исполнением органами местного самоуправления переданных полномочий осуществляется органом исполнительной власти Белгородской области, осуществляющим функции социальной защиты населения. Контроль за использованием органами местного самоуправления предоставленных на указанные цели финансовых средств осуществляется органом исполнительной власти Белгородской области, осуществляющим функции управления финансами, а за использованием органами местного самоуправления предоставленных на указанные цели материальных ресурсов - органом исполнительной власти Белгородской области, осуществляющим функции управления собственностью Белгородской области и иными органами исполнительной власти Белгородской области, уполномоченными Правительством Белгородской области.
2. Органы исполнительной власти Белгородской области, указанные в части 1 настоящей статьи, в пределах своих полномочий по осуществлению контроля за исполнением органами местного самоуправления переданных им в соответствии с настоящим законом полномочий, вправе:
1) проводить проверки работы органов местного самоуправления в части осуществления ими переданных полномочий;
2) запрашивать и получать от органов местного самоуправления, осуществляющих переданные полномочия, необходимые документы, связанные с их осуществлением;
3) выявлять нарушения установленного порядка осуществления переданных полномочий, а также использования предоставленных на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств из областного бюджета;
4) давать письменные предписания об устранении нарушений, выявленных по результатам проверки работы органов местного самоуправления в части осуществления переданных полномочий;
5) отменять или приостанавливать действие муниципальных правовых актов, регулирующих осуществление органами местного самоуправления переданных полномочий;
6) выступать в судах в случаях обжалования органами местного самоуправления данных им письменных предписаний по устранению выявленных нарушений при осуществлении переданных полномочий;
7} вносить в Правительство Белгородской области представления об изъятии переданных полномочий.
1. Органы местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Белгородской области, представляют в орган исполнительной власти Белгородской области, осуществляющий функции социальной защиты населения, месячные, квартальные и годовые отчеты о ходе осуществления переданных полномочий, включающие в том числе список лиц, которым предоставляется социальное обслуживание, сгруппированный по определенным категориям, а в органы исполнительной власти Белгородской области, осуществляющие контроль за использованием органами местного самоуправления предоставленных на указанные цели финансовых средств и материальных ресурсов, - месячные, квартальные и годовые отчеты об использовании финансовых и материальных средств, полученных на эти цели.
2. При установлении порядка предоставления отчетов, указанных в части 1 настоящей статьи, Правительство Белгородской области вправе определять дополнительные отчетные данные, подлежащие предоставлению в органы исполнительной власти Белгородской области, осуществляющие контроль за исполнением органами местного самоуправления переданных полномочий.
1. В случае ненадлежащего осуществления органами местного самоуправления переданных полномочий Правительство Белгородской области по представлению органов исполнительной власти Белгородской области, осуществляющих контроль за исполнением органами местного самоуправления переданных полномочий, вправе изъять эти полномочия.