Одной из важнейших стратегических целей государственной политики в области создания условий устойчивого экономического развития субъектов Российской Федерации является эффективное использование земли и иной недвижимости всех форм собственности для удовлетворения потребностей общества и граждан. Однако достижению указанной цели мешает ряд нерешенных проблем в области реформирования земельных и имущественных отношений.
Возможность на практике внедрять эффективные экономические механизмы в сфере управления недвижимостью ограничена отсутствием систематизированных и достоверных сведений о земельных участках и иных объектах недвижимости, современных автоматизированных систем и информационных технологий их учета и оценки с применением телекоммуникаций. Необходимо укрепление органов контроля и охраны земель на всех уровнях государственного управления.
Решение этих проблем даст возможность реализовать конституционные нормы и гарантии права собственности на землю и иную недвижимость, активизировать вовлечение земли в гражданский оборот, создать основу для сохранения природных свойств и качеств земель в процессе их использования, сформировать базу экономически обоснованного налогообложения в части недвижимого имущества, создать единую систему планирования и контроля земельных платежей, а также совершенствовать систему управления недвижимостью, находящейся в государственной собственности.
Необходимость решения указанных проблем программно-целевыми методами обусловлена их комплексностью и взаимосвязанностью, что требует скоординированного выполнения разнородных мероприятий правового, организационного, производственного, технического и технологического характера.
Масштабность и ресурсоемкость решаемых в рамках Программы задач, особенно связанных с осуществлением разграничения государственной собственности на землю, инвентаризацией земель и их кадастровой оценкой, требуют четкой межведомственной координации и управления, согласованного по времени и объемам привлечения средств федерального бюджета, областного бюджета и бюджетов муниципальных образований.
Для формирования баз данных государственного земельного кадастра, включая создание информационных массивов сведений о землях сельскохозяйственного назначения, землях лесного, водного фонда, землях поселений, необходимо самое деятельное участие соответствующих служб и ведомств: департамента агропромышленного комплекса, комитета природных ресурсов по Белгородской области, управления архитектуры и градостроительства администрации области.
Пользователями системы государственного земельного кадастра должны стать органы государственной власти и местного самоуправления Белгородской области, органы Минюста по регистрации прав на имущество, налоговая инспекция, органы правопорядка, организации и граждане, пользователями информационной подсистемы управления недвижимостью - Главное финансовое управление и экономическое управление администрации области.
Предполагается также осуществить доступ муниципальных органов власти, органов регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ними, налоговых служб, органов (организаций) по землеустройству и формированию земельных участков, бюро технической инвентаризации к отдельным базам данных создаваемой автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра, и обеспечить возможность ознакомления широкой общественности с информацией открытого пользования. Доступ к массивам кадастровых данных осуществляется на основе абонентской телекоммуникационной сети Росземкадастра и программно-технических средств межведомственного информационного обмена.