В соответствии с федеральными и областными законодательными актами на территории области за 1991-2001 годы были разработаны и осуществлены конкретные мероприятия по земельным преобразованиям, в результате которых произошли принципиальные, глубинные изменения в формах собственности на землю.
В области ликвидирована монополия государственной собственности на землю, осуществлены практические меры по перераспределению земельных угодий, созданы условия для равноправного развития различных форм хозяйствования на земле, формирования многоукладной экономики, наделения землей граждан, предприятий, организаций, учреждений, объединений и товариществ с закреплением их прав на землю в порядке, установленном федеральным законодательством. Сельским и городским жителям бесплатно переданы в собственность 1710,6 тыс. га. продуктивных земель под коллективные сады, огороды, строительство жилья, для расширения личных подсобных хозяйств и организации крестьянских (фермерских) хозяйств.
Проведена реорганизация 458 колхозов и совхозов, осуществлена приватизация ранее используемых ими земель на праве бессрочного пользования на общей площади 1719,0 тыс. га. На базе реорганизованных хозяйств, на территории области созданы и действуют 418 акционерных общества, сельхозкооперативы и другие новые сельскохозяйственные формирования. В итоге, 297,6 тыс. рабочих, служащих и пенсионеров, бывших совхозов, колхозов и специалистов социальной сферы, проживающих в сельской местности, стали собственниками земельных долей. В области организованы и действуют 1928 крестьянских (фермерских) хозяйств, в распоряжение которых передано 130,3 тыс. га. земель. Создан фонд перераспределения земель. В целом по области по состоянию на 1 января 2002 года фонд перераспределения земель, находящийся в ведении сельских, поселковых, районных и городских администраций, составляет 129,4 тыс. га. В собственность граждан передано 1824,4 тыс. га. или 67,2% всех земельных угодий области. Юридическими лицами приватизировано и находится в их собственности 108,2 тыс. га. земель.
Органам местного самоуправления передано в ведение 451,8 тыс. га. земель.
В целом по области в основном решена проблема обеспечения граждан земельными участками: 553,4 тыс. граждан имеют земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства, коллективного садоводства, огородничества, индивидуального жилищного строительства. На указанные цели за годы земельной реформы населению области дополнительно предоставлено 63,3 тыс. га. земель.
Для своевременной и более полной реализации конституционных прав граждан и юридических лиц на землю в установленном порядке изготовлено, зарегистрировано и выдано свыше 744 тыс. правоудостоверяющих документов на земельные участки и земельные доли. В целом по области перерегистрированы все сельскохозяйственные предприятия, 96% промышленных предприятий, других организаций и учреждений, 75% коллективов садоводческих и гаражных кооперативов.
На территории области введена плата за пользование землей. Ставки земельного налога и арендной платы, размер нормативной цены земли и другие платежи за земельные угодья введены в области и применяются в зависимости от местоположения, вида земельных угодий и вида разрешенного использования. Поступления всех видов земельных платежей по области в бюджеты всех уровней составили: в 1995 году - 34,050 млн. рублей, в 1996 году - 51,61 млн. рублей, в 1997 году - 82,09 млн. рублей, в 1998 году - 106,0 млн. рублей, в 1999 году - 161,7 млн. рублей, в 2000 году - 191,954 млн. рублей, в 2001 году - 243,6 млн. рублей.
На территории области формируются и внедряются элементы земельного рынка, аукционная форма предоставления земель за плату юридическим и физическим лицам. Для их проведения органами местного самоуправления утверждены соответствующие службы. Количество сделок с землей постоянно возрастает, и в настоящее время достигло в целом по области 16 тыс. га. в год.
Создается автоматизированная система ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости.
В областном центре и ряде других городов и райцентров области развернуты работы по инвентаризации земель. В 14 городах и поселках эта работа выполнена на площади 76,6 тыс. га. В 137 хозяйствах проведена оценка земель, в 874 сельских населенных пунктах и в 219 сельхозпредприятиях разработаны кадастровые карты. Почвенное агрохимическое обследование проведено за предыдущие годы в 479 коллективных и крестьянских (фермерских) хозяйствах на общей площади 1,9 млн. га., аэрофотогеодезические работы для целей создания планов сельхозпредприятий и населенных пунктов выполнены на площади 1 млн. 232 тысячи гектаров. При осуществлении разработанного в области комплекса мероприятий по земельной реформе, внедрении автоматизированной системы ведения земельного кадастра, повышении плодородия почв и защите их от эрозии за 1991 - 2001 годы освоено 32,964 млн. рублей, из них за счет средств федерального бюджета -12,5 млн. рублей.
Проведенные реорганизация и реформирование неэффективно работающих акционерных обществ, колхозов, совхозов и других сельхозпредприятий, с осуществлением на их территориях комплекса мёр по внедрению современной почвозащитной системы, влагосберегающих технологий и агротехнических приемов, позволили во многих хозяйствах не допустить значительного ухудшения плодородия земель и в условиях недостаточного влагообеспечения последних лет получать неплохие урожаи сельскохозяйственных культур.
Вместе с тем, несмотря на ряд положительных результатов, процессы реформирования земельных отношений в целом ряде районов и городов области из-за недостаточного финансирования мероприятий происходили непоследовательно, не комплексно и крайне медленно. В результате не решены задачи, определенные Законом РСФСР "О земельной реформе" и Программой проведения земельной реформы на территории Белгородской области, утвержденной решением седьмой сессии Белгородского областного Совета народных депутатов от 29 августа 1991 года.
Намеченные ранее многие объемы земельно-кадастровых работ по мониторингу и инвентаризации земель, подлежащие выполнению за счет федерального и областного бюджетов, бюджетов муниципальных образований, из-за не выделения необходимых финансовых ресурсов выполняются с отставанием и не в полном объеме. В итоге за последние годы в области были практически свернуты работы по инвентаризации земель, внутрихозяйственному землеустройству, почвенно-эрозионному обследованию, аэрофотосъемочные работы по обновлению планово-картографического материала. Тем самым тормозилось создание достоверного банка данных о земле и ведение земельного кадастра.
Возможность на практике внедрять эффективные экономические механизмы в сфере управления недвижимостью ограничена отсутствием систематизированных и достоверных сведений о земельных участках и иных объектах недвижимости, современных автоматизированных систем и информационных технологий их учета и оценки.
Решение этих проблем даст возможность реализовать конституционные нормы и гарантии права собственности на землю и иную недвижимость, активизировать вовлечение земли и иной недвижимости в гражданский оборот, создать основу для сохранения природных свойств и качеств земель в процессе их использования, сформировать базу экономически обоснованного налогообложения в части недвижимого имущества, а также совершенствовать систему управления недвижимостью.