Необходимость разработки долгосрочной целевой программы "Развитие водохозяйственного комплекса Белгородской области в 2013 - 2020 годах" (далее - Программа) обусловлена следующими основными причинами:
1. Высоким уровнем опасности аварий для жизни и здоровья людей, что подтверждается всероссийским опытом ликвидации последствий таких аварий.
2. Данными всероссийской статистики о значительном усилении интенсивности аварий по мере увеличения возраста гидротехнических сооружений, эксплуатируемых более 50 - 60 лет.
3. Введением регулирования обеспечения безопасности гидротехнических сооружений в большинстве регионов Российской Федерации.
4. Экономическими трудностями, приводящими к снижению собственниками сооружений затрат на их эксплуатацию ниже минимального необходимого уровня.
Необходимо отметить, что в случае развития ситуации, когда меры, направленные на повышение уровня безопасности гидротехнических сооружений, не будут предприняты, увеличится риск возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с разрушением плотин, дорог, нарушением энергоснабжения и связи, а также затоплением территорий с расположенными на них жилыми, промышленными строениями и объектами инфраструктуры.
Принятие Программы позволит привлечь средства федерального бюджета на решение поставленных задач на территории Белгородской области.
В текущий период привлечение средств на капитальный ремонт гидротехнических сооружений из федерального бюджета осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июня 2006 года N 353 "Об утверждении правил предоставления из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление капитального ремонта гидротехнических сооружений, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, и бесхозяйных гидротехнических сооружений" путем подготовки обосновывающих материалов и последующей их защиты в Федеральном агентстве водных ресурсов в ходе рассмотрения ежегодных бюджетных проектировок.
Социальная и экономическая значимость поставленных проблем обусловливает необходимость их решения при активной государственной поддержке с использованием программно-целевого метода.
Остается актуальным вопрос поддержания экологически полноценного состояния рек области. Деградация рек происходит из-за возрастающей антропогенной нагрузки.
Слабый уклон местности определяет медленное течение и сильную извилистость их русел, заиление, загрязнение и, как следствие, обмеление.
В результате многие реки утрачивают свои естественно-природные качества и нуждаются в восстановлении.
Основные недостатки существующей системы мониторинга поверхностных вод:
- высокая дискретность измерений на водных объектах;
- отсутствие методов идентификации источников загрязнения;
- устаревшие методы анализов и средств измерения;
- сокращение гидрологических станций и постов наблюдений не позволяет достоверно представлять информацию о гидрологическом и гидрохимическом состоянии водных объектов.
Для эффективного управления окружающей средой необходимо:
- привести в соответствие с действующим законодательством нормативную и правовую базу в сфере управления источниками загрязнения окружающей природной среды;
- создать эффективную информационную систему;
- способствовать внедрению современных систем мониторинга окружающей природной среды и источников воздействия на нее.
Особенно следует обратить внимание на создание эффективной системы контроля источников сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.
Таким образом, реализация государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности и рационального использования природных ресурсов, ориентированной на принципы устойчивого развития страны в целом и отдельных ее регионов, требует применения эффективной системы управления процессом принятия решений, в которой следует опираться на достоверную и своевременную информацию мониторинга поверхностных вод, об источниках антропогенного воздействия на них, о существующих и возможных последствиях этих воздействий.
Комплексное, системное решение социально-экономических проблем водохозяйственного комплекса, тесно связанных с экологией, экономикой, техникой и сильно влияющих на качество и уровень жизни населения региона, нельзя рассматривать без экологического воспитания и просвещения.
Экологическое воспитание и просвещение (формальное и неформальное образование в области окружающей среды) - это формирование у человека сознательного восприятия окружающей среды, убежденности в необходимости бережного отношения к природе, к разумному использованию ее богатств, понимания важности приумножения естественных ресурсов. В современных условиях экологическое просвещение и воспитание - важнейшая из основ процесса гармонизации взаимодействия общества с природой.
Программа предусматривает комплексное решение вопросов, связанных с использованием и охраной водных объектов, включая рационализацию использования водных ресурсов при соблюдении интересов всех водопользователей, охрану водных объектов, предупреждение негативного воздействия вод и обеспечение безопасности гидротехнических сооружений. Такой подход позволит объединить в единую систему отдельные мероприятия и добиться максимального социально-экономического эффекта, выраженного в гарантированном обеспечении организации охраны природных комплексов и объектов, сокращении уровня экологического воздействия на водные объекты, снижении заболеваемости и увеличении продолжительности жизни населения, сбалансированном развитии территорий и отраслей экономики Белгородской области, повышении защищенности населения и территорий от наводнений и другого негативного воздействия вод, регулировании использования природных ресурсов на водных объектах, относящихся к особо охраняемым природным территориям, формировании и проведении единой государственной политики в области использования и охраны водных ресурсов и создании условий для эффективного взаимодействия всех участников водохозяйственного комплекса.
Решить проблему рационального использования водных ресурсов и эффективного управления водохозяйственным комплексом Белгородской области в соответствии с Водной стратегией Российской Федерации на период до 2020 года возможно только путем комплексного подхода в рамках долгосрочной целевой программы "Развитие водохозяйственного комплекса Белгородской области в 2013 - 2020 годах".