Главным условием создания конкурентной среды в жилищной сфере является разделение функций собственника, заказчика и обслуживания путем выделения самостоятельных субъектов рыночных отношений: собственников жилья, управляющих компаний и подрядных организаций.
В предлагаемом варианте функции собственников жилья выполняют товарищества собственников жилья (ТСЖ) и они же по решению муниципалитетов и органов общественного самоуправления наделяются функциями территориальных органов общественного самоуправления (ТООС), которые во взаимодействии с органами местного самоуправления призваны заниматься не только контролем за предоставлением жилищных и коммунальных услуг, но и решать другие важные задачи: организация культурных и спортивных мероприятий, улучшение торгового, транспортного обслуживания, благоустройства территории, обеспечение общественной безопасности и т.п.
В ближайшее время необходимо подготовить законодательную и нормативную основу для организации ТСЖ-ТООСов.
Выполнение функций управляющих компаний на первом этапе желательно оставить за службами единого заказчика муниципальных образований.
В дальнейшем возможно их акционирование с участием наряду с другими юридическими лицами в конкурсах на право управления жилищным фондом. К участию в конкурсе допускаются управляющие компании всех форм собственности.
В городах области представляется целесообразным организация не одной, а нескольких управляющих компаний.
Предоставлением жилищных и коммунальных услуг потребителям и организациям - посредникам будут заниматься многочисленные хозяйствующие субъекты, как работающие на этом рынке, так и прочие организации, выигравшие конкурс на выполнение того или иного заказа.
Центральная роль в совершенствовании жилищно-коммунальной сферы отводится управляющей компании. Она должна решать следующие задачи:
- поддержание в надлежащем состоянии принятой в управление недвижимости в соответствие с требованиями собственника и государственными стандартами качества предоставления услуг;
- выбор подрядчиков на конкурсной основе и заключение с. ними договоров на выполнение работ и предоставление ресурсов заданного количества, качества и стоимости;
- обеспечение системы контроля за выполнением договоров;
- организация сбора платежей за жилищно-коммунальные услуги.
Управляющая компания несет полную ответственность за своевременный расчет с подрядчиками за предоставленные услуги или поставленные ресурсы.
Органы местного самоуправления заключают договор с управляющей компанией по управлению муниципальным жилым фондом и по предоставлению коммунальных услуг муниципальным предприятиям и берут на себя обязательство своевременно рассчитываться за потребленные коммунальные услуги предприятиями, финансируемыми из муниципального бюджета.
Главы местного самоуправления заключают трудовой контракт с руководителями управляющих компаний и подрядных организаций, которые имеют муниципальную форму собственности или контрольный пакет акций которых находятся в государственной или муниципальной собственности.
Руководители территориальных органов общественного самоуправления (ТООС) утверждаются на сессии представительного органа местного самоуправления.
Правительство администрации области в лице департамента топливно-энергетического комплекса и реформирования жилищно-коммунального хозяйства заключает договор по взаимодействию с управляющей компанией и обязуется своевременно перечислять из бюджета ЖКХ области (через транзитный счет органа местного самоуправления) дотации за жилищные и коммунальные услуги, оказываемые населению, субсидии и льготы (в том случае, если они напрямую не будут поступать на единые социальные счета граждан), а также за коммунальные услуги, оказываемые организациям, финансируемым из областного бюджета.
Прочие потребители коммунальных услуг (организации, финансируемые из федерального бюджета, коммерческие организации и др.) также могут заключать договор с управляющей компанией по предоставлению услуг.
Расчетно-кассовые центры (РКЦ) являются структурными подразделениями управляющих компаний. Они активно работают с ТСЖ-ТООСами и вместе добиваются высокого уровня платежей населения за потребленные жилищно-коммунальные услуги. Желательно, чтобы на один ТСЖ-ТООС приходилось не менее одного РКЦ, и они бы размещались в одном месте. В ближайшем будущем при создании единой информационной системы они могут быть легко трансформированы в территориальные центры по обслуживанию граждан по принципу "Одно окно".
ТСЖ, находясь в договорных отношениях с управляющей компанией, контролируют также качество и объемы предоставляемых каждой подрядной организацией услуг и обязательно участвуют в их приемке на договорной основе. Финансирование работников ТСЖ-ТООСов должно отражать их заинтересованность в полноте платежей населения и качестве предоставляемых услуг, в их учете конечными потребителями -квартиросъемщиками или собственниками жилья, а также минимизации расходов на содержание мест общего пользования (дворовые территории, подъезды, лифты и т.п.). Действующие в настоящее время уличные комитеты предлагается реорганизовать в ТСЖ-ТООСы.
Обслуживающий банк (банки) обязан совместно с управляющими компаниями и руководителем Программы создать единую информационную базу данных, позволяющую эффективно управлять финансовыми потоками, применяя казначейскую систему расчетов, а также в кратчайшие сроки организовать открытие социальных счетов граждан.
Контроль за использованием выделяемых средств из бюджетов всех уровней, платежей населения, выполнением договорных обязательств, проведением аудита затрат на жилищные и коммунальные услуги, определением тарифов должен быть возложен на Главного аудитора Программы, который привлекает для этих целей соответствующие муниципальные и областные структуры и аудиторские фирмы.
Утвержден
постановлением главы
администрации области
от 21 июня 2001 года
N 410
СОСТАВ
временной рабочей группы при руководителе Программы
по разработке нормативных актов дальнейшего реформирования
жилищно-коммунального комплекса Белгородской области