ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 июня 2001 года N 410
О МЕРАХ ПО ФОРМИРОВАНИЮ И РАЗВИТИЮ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМ ХОЗЯЙСТВЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании постановления Губернатора Белгородской области от 20.05.2020 N 62.
____________________________________________________________________
Состояние жилищно-коммунального хозяйства, его неудовлетворительное финансовое положение, неэффективность управления отраслью свидетельствуют о наличии глубоких кризисных факторов в функционировании этой важнейшей отрасли экономики области, сдерживающих её дальнейшее развитие. Деятельность предприятий в этой сфере характеризуется высокой затратностью, отсутствием экономических стимулов снижения издержек на производство жилищных и коммунальных услуг, неразвитостью конкуренции. Все это привело к высокой степени износа основных фондов, неэффективной работе предприятий, большим потерям энергии, воды и других ресурсов.
Принятые в конце 2000 и начале 2001 годов нормативные документы на уровне области и муниципальных образований позволили сформировать единый коммунальный бюджет области, оптимизировать уровень платежей населения за жилищно-коммунальные услуги, повысить их собираемость, что создало экономические предпосылки для нормализации обстановки в отрасли.
Однако это не привело к существенному улучшению ситуации в жилищно-коммунальном хозяйстве области. До настоящего времени имеются обоснованные нарекания со стороны населения на количество и качество поставляемых жилищно-коммунальных услуг. Не решена главная проблема - отношение поставщика услуг к потребителю.
Это свидетельствует о необходимости дальнейшего реформирования системы жилищно-коммунального хозяйства путем демонополизации и формирования рынка жилищно-коммунальных услуг.
Исходя из вышеизложенного, во исполнение Федерального закона от 15 июня 1996 г. N 72-ФЗ "О товариществах собственников жилья", постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 1997 года N 1613 "О программе демонополизации и развития конкуренции на рынке жилищно-коммунальных услуг на 1998-1999 годы" и в целях улучшения содержания жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры в Белгородской области, оптимизации платы за жилищно-коммунальные услуги, повышения их качества путем конкуренции при предоставлении этих услуг и непосредственного участия населения области в реформировании жилищно-коммунального хозяйства постановляю:
1. Целью реформирования жилищно-коммунального хозяйства области считать:
- повышение устойчивости и надежности функционирования жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения населения области;
- улучшение качества жилищно-коммунальных услуг с одновременным снижением нерациональных затрат;
- формирование конкурентной среды и привлечение инвестиций в жилищно-коммунальный комплекс;
- адресную социальную защиту населения в оплате жилищно-коммунальных услуг.
2. Утвердить схему организации и управления жилищно-коммунальным хозяйством области с пояснительной к ней запиской (приложение).
3. Исполнительным органом программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства (далее Программа) считать: на муниципальном уровне - специальные комиссии, образованные главами местного самоуправления; на областном уровне - департамент топливно-энергетического комплекса и реформирования жилищно-коммунального хозяйства правительства администрации области (Головин Н.Д.).
4. Руководителем Программы реформирования ЖКХ назначить заместителя председателя правительства администрации области -начальника департамента топливно-энергетического комплекса и реформирования жилищно-коммунального хозяйства Головина Н.Д.
5. Главным аудитором Программы назначить заместителя председателя правительства администрации области - начальника департамента экономической безопасности Зотова В.Ф.
6. Считать главным условием проведения реформы жилищно-коммунального комплекса области, основой ее эффективного управления -наличие отдельного областного бюджета жилищно-коммунального хозяйства и создание единой информационной базы.
7. Руководителю Программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства совместно со специальными комиссиями, руководителями заинтересованных государственных, муниципальных органов управления, организаций и предприятий всех форм собственности в текущем году решить следующие задачи:
7.1. Финансовое оздоровление жилищно-коммунальных предприятий.
Для чего:
в срок до 10 июля 2001 года внести на заседание правительства администрации области согласованный с основными кредиторами план организационно-экономических мероприятий по финансовой санации каждого предприятия жилищной и коммунальной сферы, увязав его с акционированием предприятий ЖКХ.
7.2.Создание организационной и нормативно-правовой основы для развития конкурентной среды в жилищной сфере.
В этих целях разработать и внести на утверждение пакет нормативно-правовых документов, регулирующих отношения между всеми участниками рынка жилищно-коммунальных услуг, представленными в приложении.
В 2-х недельный срок представить на заседание правительства администрации области:
- план мероприятий по организации товариществ собственников жилья (ТСЖ) и на их основе территориальных органов общественного самоуправления (ТООС);
- порядок конкурсного отбора управляющих компаний, а также предприятий, организаций, частных лиц для оказания услуг по содержанию и ремонту жилищного фонда, объектов инженерной инфраструктуры и предоставлению коммунальных услуг;
- порядок гарантированной бюджетом жилищно-коммунального хозяйства области оплаты подрядным организациям за предоставленные жилищные и коммунальные услуги;
- порядок финансирования управляющих компаний и ТООСов.
Рекомендовать органам местного самоуправления перевести на контрактную основу оформление трудовых отношений с руководителями государственных и муниципальных предприятий, а также с руководителями акционерных обществ, контрольный пакет акций которых находится в государственной или муниципальной собственности, занятых в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Разработать механизм, стимулирующий застройщиков жилья при завершении строительства формировать управляющие компании по эксплуатации жилищного фонда, а также подрядные организации по оказанию жилищных и коммунальных услуг в микрорайонах застройки.
Предложить аналогичный механизм, стимулирующий управление и эксплуатацию жилищного фонда предприятиям, ранее передавшим его в муниципальную собственность.
7.3. Соблюдение федеральных стандартов и единой тарифной политики на жилищные и коммунальные услуги на территории области.
Для этого:
Дополнительно разработать и довести до каждого муниципального образования областные стандарты на все виды жилищных и коммунальных услуг в расчете на 1 м2 жилой площади или на одного человека, а также норматив площади отопления и горячего водоснабжения в жилых домах в расчете на 1 Гкал установленной мощности. генерирующего источника, норматив расхода топлива на получение 1 Гкал, нормативы потерь при транспортировке энергоресурсов и воды.
Повсеместно применить двух-трехставочные тарифы на теплоснабжение, горячее водоснабжение, водопотребление и водоотведение.
7.4. Обеспечение защиты малоимущих слоев населения и социальной справедливости при начислении льгот, субсидий и предоставлении услуг. В этих целях:
- перейти от отраслевой к адресной выплате льгот и субсидий с созданием системы социальных счетов граждан, на которые будут перечисляться все виды социальной помощи государства, в том числе льготы и субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг;
- организовать работу центров начисления субсидий по принципу "Одно окно";
- предложить меры, стимулирующие установку приборов учета горячей и холодной воды в каждой квартире. При этом граждане должны платить за фактически потребленные услуги, а не за расчетные;
- разработать порядок оплаты жилищных и коммунальных услуг и предоставления субсидий при наличии сверхнормативной площади жилья;
- внести предложения по усилению ответственности за несвоевременную оплату потребленных жилищно-коммунальных услуг и их хищение;
- применить механизм материальной заинтересованности работников управляющих компаний, ТООСов за полноту уплаты населением потребленных жилищных и коммунальных услуг, сохранность имущества и товарно-материальных ценностей.
7.5. Выполнение программы ресурсосбережения и модернизации жилого фонда.
Для чего:
- разработать оптимальную схему установки приборов учета потребления ресурсов: воды, газа, тепловой энергии, электричества. Оплату за ресурсы производить только по показаниям счетчиков;
- провести энергетическую паспортизацию и установить лимиты потребления энергоресурсов для каждого объекта бюджетной сферы. Разработать порядок поощрения руководителей бюджетных организаций за экономию энергоресурсов;
- по мере необходимости проводить энергоаудит объектов жилищной, бюджетной и коммунальной сферы;
- ввести порядок обязательного лицензирования теплоисточников, обратив особое внимание на водоподготовку;
- предложить механизм привлечения инвестиций в сферу энергосбережения и модернизацию жилого фонда (ремонт и утепление наружных ограждающих конструкций, установка приборов учета, оптимизация работы систем отопления и горячего водоснабжения, включая применение локальных источников, использование энергоэффективных приборов освещения и сантехнического оборудования), обеспечивающий окупаемость вложенных средств и получение прибыли, а также целевого использования составляющих тарифа (амортизационные отчисления, прибыль и т.п.) на модернизацию и развитие.
7.6. Создание системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки кадров в сфере городского хозяйства в высших, среднетехнических и специальных учебных заведениях, профтехучилищах и на базе учебно-курсовых комбинатов.
8. Образовать временную рабочую группу по разработке нормативно-правовых документов формирования и развития рыночных отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве области при руководителе Программы и утвердить её состав (прилагается). При этом рекомендовать главам местного самоуправления, руководителям департаментов правительства администрации области и предприятий направить (откомандировать) в распоряжение руководителя Программы на срок до трех месяцев лиц, включенных в состав группы.
9. Образовать экспертно-консультативный Совет при главе администрации области по рассмотрению пакета нормативно-правовых документов по формированию и развитию рыночных отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве области, предусмотренных пунктом 7 настоящего постановления, и утвердить его состав (прилагается).
Установить, что экспертно-консультативный Совет на своих заседаниях рассматривает все материалы, разработанные рабочей группой, вносит документы на рассмотрение и утверждение главы администрации области.
10. Руководителю Программы (Головин Н.Д.) в срок до 10 июля 2001 года представить сводный календарный план проведения мероприятий по реформированию жилищно-коммунального хозяйства области и в разрезе каждого муниципального образования в соответствии с пунктом 7 настоящего постановления.
11. Аппарату главы администрации области (Полухин О.Н.) обеспечить рассмотрение и согласование проектов нормативно-правовых документов, разработка которых предусмотрена настоящим постановлением, в сроки не более 3-х дней с момента их поступления.
12. 0братить особое внимание глав местного самоуправления районов и городов области, что вопросы реформирования жилищно-коммунального хозяйства области не должны отрицательно повлиять на качество и сроки подготовки жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы к работе в осенне-зимних условиях.
13. Департаменту по связям с общественностью и средствами массовой информации аппарата главы администрации области (Ходеев А.Г.) организовать в средствах массовой информации освещение задач и хода реформирования жилищно-коммунального хозяйства области.
14. Контроль за выполнением постановления оставляю за собой.
Информацию о выполнении постановления представлять ежемесячно.
Глава администрации области Е. Савченко
Схема организации и управления жилищно-коммунальным комплексом
(не приводится)
Главным условием создания конкурентной среды в жилищной сфере является разделение функций собственника, заказчика и обслуживания путем выделения самостоятельных субъектов рыночных отношений: собственников жилья, управляющих компаний и подрядных организаций.
В предлагаемом варианте функции собственников жилья выполняют товарищества собственников жилья (ТСЖ) и они же по решению муниципалитетов и органов общественного самоуправления наделяются функциями территориальных органов общественного самоуправления (ТООС), которые во взаимодействии с органами местного самоуправления призваны заниматься не только контролем за предоставлением жилищных и коммунальных услуг, но и решать другие важные задачи: организация культурных и спортивных мероприятий, улучшение торгового, транспортного обслуживания, благоустройства территории, обеспечение общественной безопасности и т.п.
В ближайшее время необходимо подготовить законодательную и нормативную основу для организации ТСЖ-ТООСов.
Выполнение функций управляющих компаний на первом этапе желательно оставить за службами единого заказчика муниципальных образований.
В дальнейшем возможно их акционирование с участием наряду с другими юридическими лицами в конкурсах на право управления жилищным фондом. К участию в конкурсе допускаются управляющие компании всех форм собственности.
В городах области представляется целесообразным организация не одной, а нескольких управляющих компаний.
Предоставлением жилищных и коммунальных услуг потребителям и организациям - посредникам будут заниматься многочисленные хозяйствующие субъекты, как работающие на этом рынке, так и прочие организации, выигравшие конкурс на выполнение того или иного заказа.
Центральная роль в совершенствовании жилищно-коммунальной сферы отводится управляющей компании. Она должна решать следующие задачи:
- поддержание в надлежащем состоянии принятой в управление недвижимости в соответствие с требованиями собственника и государственными стандартами качества предоставления услуг;
- выбор подрядчиков на конкурсной основе и заключение с. ними договоров на выполнение работ и предоставление ресурсов заданного количества, качества и стоимости;
- обеспечение системы контроля за выполнением договоров;
- организация сбора платежей за жилищно-коммунальные услуги.
Управляющая компания несет полную ответственность за своевременный расчет с подрядчиками за предоставленные услуги или поставленные ресурсы.
Органы местного самоуправления заключают договор с управляющей компанией по управлению муниципальным жилым фондом и по предоставлению коммунальных услуг муниципальным предприятиям и берут на себя обязательство своевременно рассчитываться за потребленные коммунальные услуги предприятиями, финансируемыми из муниципального бюджета.
Главы местного самоуправления заключают трудовой контракт с руководителями управляющих компаний и подрядных организаций, которые имеют муниципальную форму собственности или контрольный пакет акций которых находятся в государственной или муниципальной собственности.