ЗАКОН
БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
от 23 сентября 1998 года N 40
О ПРОТИВОТУБЕРКУЛЕЗНОЙ ПОМОЩИ И ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ ОТ ТУБЕРКУЛЕЗА
Принят областной Думой в целом 10 сентября 1998 г.
{УТРАТИЛ СИЛУ:
Закон Белгородской области от 12.07.20044 года N 131, НГР: ru31000200400131}
{ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ:
Закон Белгородской области от 9 января 2001 года N 128, НГР: ru31000200100006;
Закон Белгородской области от 10 июля 2003 года N 87, НГР: ru31000200300116}
Настоящий закон регламентирует организацию противотуберкулезной помощи населению Белгородской области, определяет права и обязанности граждан по защите от инфекции и социальные гарантии при возникновении заболевания.
Туберкулез в Белгородской области становится угрожаемой медико-социальной проблемой. За последние годы отмечается рост заболеваемости туберкулезом.
Туберкулез наносит народному хозяйству существенный экономический ущерб из-за высокого уровня временной и стойкой утраты трудоспособности и смертности.
Отсутствие законодательной базы защиты населения от туберкулеза сдерживает уменьшение распространенности этого заболевания.
1. Противотуберкулезная помощь населению Белгородской области включает в себя проведение санитарно-оздоровительных, противоэпидемических, профилактических, диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий на основании и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и настоящим законом.
2. Противотуберкулезная помощь населению Белгородской области является обязанностью органов государственной власти области и осуществляется на принципах бесплатности, общедоступности и равных возможностей для всех граждан, проживающих на ее территории, независимо от пола, возраста, трудового вклада, политических убеждений, вероисповедания, национальности и социального происхождения в соответствии с федеральными законами, другими нормативно-правовыми актами Российской Федерации.
3. Гражданам Содружества Независимых Государств /далее - СНГ/, обращающимся за плановой медицинской помощью в противотуберкулезные учреждения Белгородской области, обследование и лечение производится в соответствии с действующими нормативно - правовыми актами Российской Федерации на коммерческой основе за счет личных средств.
Больные туберкулезом из стран СНГ, нуждающиеся в экстренной помощи, обслуживаются в противотуберкулезных учреждениях на равных условиях с жителями области.
4. Противотуберкулезная помощь гражданам России - жителям других областей Российской Федерации оказывается на общих основаниях.
1. Законодательство Белгородской области о противотуберкулезной помощи и защите населения от туберкулеза состоит из настоящего закона, основывающегося на нормах федеральных законов, нормативных правовых актов Российской Федерации.
2. Законодательные и иные правовые акты, принимаемые в Белгородской области, не могут ограничивать права населения области на защиту от туберкулеза и их гарантии на оказание противотуберкулезной помощи, предусмотренные настоящим законом.
Настоящий закон действует на всей территории Белгородской области.
1. Головным учреждением области по оказанию противотуберкулезной помощи населению является областной противотуберкулезный диспансер территориального медицинского объединения "Фтизиатрия".
Функции и обязанности областного объединения "Фтизиатрия":
- организационно-методическое руководство противотуберкулезными учреждениями области и проведение противотуберкулезных мероприятий другими лечебно-профилактическими учреждениями;
- консультативная и лечебная помощь больным, направленным противотуберкулезными и другими лечебно - профилактическими учреждениями области;
- отбор и направление больных в стационары и санатории республиканского подчинения;
- определение потребности области в больничных, санаторных противотуберкулезных койках, в препаратах для лечения и профилактики туберкулеза, флюорографической и рентгеновской пленке, в вакцине БЦЖ и туберкулине;
- сбор и анализ материалов по эпидемиологии туберкулеза в области;
- разработка и внедрение новых форм организации борьбы с туберкулезом;
- повышение квалификации медицинских кадров противотуберкулезных учреждений области на местах и республиканских базах;
- пропаганда передового опыта работы по борьбе с туберкулезом;
- ведение учета и отчетности по лечебно-профилактической работе в порядке, сроки и по формам, утвержденным в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами Российской Федерации.
2. Решения головного противотуберкулезного учреждения по вопросам профилактики, своевременного выявления и лечения туберкулеза являются обязательными для всех лечебно
- профилактических учреждений области.
3. Контроль за выполнением мероприятий по борьбе с туберкулезом в области осуществляют: управление здравоохранения администрации Белгородской области, центры Госсанэпиднадзора, областной центр по профилактике и борьбе со СПИДом и другими инфекционными заболеваниями, областной противотуберкулезный диспансер, на местах - учреждения территориально-медицинского объединения "Фтизиатрия", противотуберкулезные кабинеты центральных районных больниц.
4. Между территориальными органами управления здравоохранения и территориально-медицинским объединением "Фтизиатрия" заключается договор сроком до 5 лет, в котором предусматриваются права и обязанности сторон, устанавливается форма и размеры финансирования объединения, в том числе согласно областной межведомственной целевой комплексной программе "Неотложные мероприятия по борьбе с туберкулезом".
5. Совместная работа объединения "Фтизиатрия" с другими службами здравоохранения и другими ведомствами строится на договорной основе.
6. Противотуберкулезная помощь осуществляется специализированными учреждениями территориально - медицинского объединения "Фтизиатрия", туберкулезными отделениями и противотуберкулезными кабинетами городов и районов области, включая ведомственные, и учреждениями общей лечебной сети, проводящими профилактические противотуберкулезные мероприятия.
Обязанностью учреждений противотуберкулезной службы является:
- организационно-методическая помощь учреждениям общей лечебной сети в планировании и проведении профилактических мероприятий по туберкулезу /туберкулинодиагностики, вакцинации и ревакцинации БЦЖ, флюорографических осмотров, бактериологического обследования/;
- проведение экспертной оценки работы лечебно - профилактических учреждений общей сети по туберкулезу;
- качественное обследование направленных в противотуберкулезные учреждения лиц с подозрением на туберкулез;
- госпитализация больных туберкулезом в стационары и санатории, обеспечение комплексного лечения;
- организация диспансерного наблюдения и амбулаторного лечения больных туберкулезом, силикотуберкулезом и саркоидозом;
- проведение экспертизы трудоспособности и направление на медико-социальную экспертизу;
- подготовка кадров врачей и среднего медицинского персонала лечебно-профилактических учреждений общей лечебной сети и противотуберкулезных учреждений по вопросам профилактики, диагностики и лечения туберкулеза на договорной основе;
- систематический анализ эпидемиологической обстановки по туберкулезу и эффективности противотуберкулезных мероприятий;
- обеспечение совместных с центром Государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Белгородской области, центром по профилактике и борьбе со СПИДом и другими инфекционными заболеваниями, эпидемиологическими службами центральных районных больниц противоэпидемических мероприятий в очагах туберкулезной инфекции.
Обязанностью учреждений общей лечебной сети является:
- планирование и проведение туберкулинодиагностики среди детей и подростков;
- планирование флюорографических осмотров населения;
- организация привлечения населения к профилактическим осмотрам на туберкулез;
- проведение качественного флюорографического обследования населения с использованием стационарной и передвижной флюорографической техники;
- обеспечение дообследования лиц с легочной патологией, выявленных при флюорографическом осмотре, и направление их к врачам - специалистам /фтизиатрам, онкологам, терапевтам, хирургам/;
- организация бактериологического обследования показанных групп населения /кашляющих, нетранспортабельных, больных хроническими неспецифическими заболеваниями органов дыхания, животноводов из неблагополучных по туберкулезу хозяйств, больных, относящихся к группе риска по внелегочным формам туберкулеза/;
- выполнение клинического минимума по туберкулезу при обращении за медицинской помощью больных с легочными жалобами или другими проявлениями заболеваний, подозрительных на туберкулез.
Обязанности центра по профилактике и борьбе со СПИДом и другими инфекционными заболеваниями:
- эпидемиологическое расследование случаев инфекционных заболеваний, в том числе туберкулезом;
- разработка микробиологических методов диагностических исследований, оказание методической, консультативной помощи;
- текущий и ретроспективный анализ инфекционной заболеваемости в связи с санитарно-эпидемиологической обстановкой;
- контроль за качеством дезинфекции в очагах инфекционных заболеваний;
- лабораторные исследования материала от контактных с инфекцонными больными методами иммуно-ферментного анализа /ИФА/ и другими;
- методическая консультативная помощь центра по профилактике и борьбе со СПИДом и другими инфекционными заболеваниями;
- определение контингентов населения для проведения профилактических прививок по эпидемиологическим показаниям;
- учет и отчетность о профилактических прививках и контингентах, привитых против инфекционных заболеваний;
- передача данных статистики органам и учреждениям здравоохранения;
- проведение серологических исследований методом ИФА на туберкулез;
Обязанности центра Госсанэпиднадзора в Белгородской области:
- государственный учет и отчетность об инфекционных заболеваниях, в том числе туберкулезом;
- эпидемиологическое расследование случаев инфекционных заболеваний;
- разработка микробиологических методов диагностических исследований, оказание методической и консультативной помощи;
- верификация возбудителей особо опасных инфекций;
- лицензирование работ с патогенными микроорганизмами;
- текущий и ретроспективный анализ инфекционной заболеваемости в связи с санитарно-эпидемиологической обстановкой;
- государственный санитарно-эпидемиологический надзор за микробиологическими факторами среды обитания человека, причинами, условиями возникновения и распространения инфекционных заболеваний;
- заключительная дезинфекция и контроль за ее качеством в очагах инфекционных заболеваний;
- сертификация, регистрация и государственный контроль качества дезинфекционных средств;
- лицензирование производства дезинфекционных средств;
- лабораторные исследования материала от контактных с инфекционными больными;
- лабораторный контроль эффективности дезинфекции;
- очаговая и профилактическая дезинфекция, дезинсекция и дератизация;
- методическая и консультативная помощь, контроль этой работы в рамках госсанэпиднадзора;
- определение контингентов населения для проведения профилактических прививок по эпидемиологическим показаниям;
- государственный отчет и отчетность о профилактических прививках и контингентах, привитых против инфекционных заболеваний, передача данных статистики органам и учреждениям здравоохранения;
- контроль за состоянием коллективного иммунитета населения;
- проведение серологических исследований;
- государственный учет и эпидемиологическое расследование необычных реакций и осложнений после введения БЦЖ;