Долгосрочная целевая программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Белгородской области на 2010-2012 годы" (далее - Программа) разработана согласно распоряжению губернатора области от 16 марта 2009 года N 106-р "О разработке областной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному оброту на 2010-2012 годы" и в соответствии с порядком разработки и реализации долгосрочных целевых программ.
Проблема незаконного оборота и злоупотребления наркотическими средствами и психотропными веществами (далее - наркотики характеризуется сохраняющейся в настоящее время остротой распространения наркомании в Белгородской области.
Современное состояние проблемы противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в целом характеризуется незначительным улучшением по отдельным показателям.
Так, если в 2000-2002 годах среднегодовые темпы роста числа больных наркоманией составляли 16 процентов, то в 2007-2008 годах они сократились до 1,4 процента.
Среднегодовые темпы роста показателя распространенности опийной наркомании в период 2006-2008 годов стабилизировались на уровне 1,3 процента. При этом практически не изменилась структура зарегистрированных больных наркоманией: у подавляющего большинства развита опийная зависимость (87,8 процента), второе ранговое место составляют больные с зависимостью от каннабиса (6,4 процента), третье - больные, употребляющие другие виды наркотиков и их сочетания (4,3 процента).
Однако указанное не означает снижение актуальности проблемы борьбы с незаконным оборотом наркотиков и злоупотреблением ими в Белгородской области, что обусловлено рядом причин.
К числу важнейших факторов, определяющих приоритетность проблемы борьбы с наркоманией в Белгородской области, относятся:
слияние значительной части преступных организаций, занимающихся незаконным кустарным производством и распространением наркотиков, в организованные криминальные группы, деятельность которых характеризуется высоким уровнем конспиративности, четкой структурой управления, оперативным реагированием на меры государственного противодействия;
высокая доходность операций, связанных с незаконным оборотом наркотиков, что способствует сохранению рынка незаконного предложения наркотиков и втягиванию в него наиболее уязвимой части трудоспособного населения;
наличие собственной растительной сырьевой базы для изготовления наркотиков;
расширение спектра наркотиков, зависимость от которых наступает быстрее, чем от традиционно используемых;
формирование новых элементов пропаганды и каналов сбыта наркотиков с использованием сети Интернет.
Наряду с этими факторами эксперты выделили и другую их группу, заставляющую с известной долей осторожности подходить к регистрируемой стабилизации, особенно в среде подростков в возрасте 16-17 лет, среди которых:
снижение количества обращений подростков и молодежи за помощью в областной наркологический диспансер, муниципальные лечебно-профилактические учреждения;
появление высокотоксичных наркотиков, переход больных наркоманией на изготовление наркотиков из зерна мака, извлечение наркотиков из лекарственных сильнодействующих препаратов, реализуемых в аптечной сети, а также их применение в немедицинских целях и неконтролируемых дозах, что становится причиной повышения смертности от потребления этих наркотиков и препаратов, вызывающих сильнейшую психологическую и физическую зависимость, а также крайне негативно влияющих на организм;
обращение к частнопрактикующим врачам-наркологам;
самолечение.
Негативно на ситуацию в сфере распространения и незаконного употребления наркотиков влияет заметное снижение результативности работы на местном уровне по выявлению и уничтожению дикорастущих и незаконных посевов растений, содержащих наркотические вещества. Отсутствие целенаправленной работы по проведению мониторинга произрастания дикорастущих наркотикосодержащих растений, осуществлению кадастрового учета земель, на которых произрастают наркорастения, не позволяет осуществлять должный контроль за масштабами их произрастания на значительных площадях территорий муниципальных образований области.
Другие факторы, способствующие распространению незаконного употребления наркотиков, формируются в социальной сфере.
Не созданы условия для социальной и трудовой реабилитации лиц, больных наркоманией, что минимизирует результативность затрат на их лечение и повышает риск рецидивных проявлений. Тем самым создаются реальные предпосылки для их возвращения к немедицинскому употреблению наркотиков.
Особо необходимо отметить сложившееся в настоящее время значительное различие в муниципальных образованиях степени остроты ситуации, связанной с незаконным оборотом и злоупотреблением наркотиками на их территории. Данные департамента здравоохранения и социальной защиты населения области о количестве больных наркоманией в территориях области свидетельствуют о неравномерности распределения указанных лиц на уровне муниципальных образований. О высокой концентрации проблем немедицинского употребления наркотиков на местном уровне свидетельствуют также данные о количестве больных наркоманией с впервые в жизни установленным диагнозом в различных территориях области, что позволяет сделать вывод о целесообразности смещения основных усилий при проведении профилактических антинаркотических мероприятий на их проведение непосредственно в муниципальных образованиях области с акцентом на развитии информационно-пропагандистской антинаркотической деятельности среди населения Белгородской области на областном уровне.
Ход реализации в Белгородской области предыдущих региональных целевых антинаркотических программ показал, что целевая программа является эффективным инструментом комплексного решения проблем организации противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на областном уровне, но растягивать ее реализацию на длительный срок нецелесообразно вследствие интенсивности развития наркоситуации, а также необходимости совершенствования форм и методов противодействия распространению наркомании, борьбы с незаконным оборотом наркотиков. В связи с этим предлагаемая к рассмотрению Программа предусматривает осуществление комплекса мероприятий, направленных на обеспечение системного подхода к осуществлению противодействия распространению наркомании, дальнейшее развитие межведомственного взаимодействия, борьбы с незаконным оборотом наркотиков, совершенствования форм и методов профилактики наркомании, активизации антинаркотической пропаганды и антинаркотического просвещения, повышения эффективности деятельности наркологической службы области.
При разработке Программы учитывался российский опыт противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту, предложения областных управлений и территориальных ведомств.
В системе мероприятий Программы учтены ресурсные ограничения.
В Программу включены положения принципиального характера, требующие межведомственного подхода на областном уровне. Предполагается, что мероприятия местного уровня будут включены в соответствующие муниципальные целевые комплексные антинаркотические программы с соответствующим ресурсным обеспечением.