(введен постановлением правительства Белгородской области
от 18.04.2011 N 150-пп)
В транспортном хозяйстве находится большое количество старого, изношенного подвижного состава с низкой топливной эффективностью и малым КПД электроприводов.
Транспортный комплекс Белгородской области включает в себя предприятия железнодорожного, воздушного, грузового и пассажирского автомобильного и трубопроводного транспорта. Наиболее развиты автоперевозки, железнодорожный и воздушный транспорт.
Городской транспорт представлен автобусами, троллейбусами и маршрутными такси.
В Белгородской области работают 4 автоматические газонакопительные компрессорные станции (АГНКС) в г. Белгород, г. Старый Оскол, г. Шебекино. Срок окупаемости оборудования, устанавливаемого на автотранспортное средство для работы двигателя на КПГ, составляет от 4 до 6 месяцев, или 30000 км пробега.
Таким образом, мероприятия по переоборудованию находящегося в эксплуатации муниципального транспорта для работы на КПГ являются приоритетным направлением энергосбережения и повышения энергетической эффективности и отвечают требованиям Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" о замещении бензина, используемого транспортными средствами в качестве моторного топлива, природным газом (метаном).
Общими мероприятиями по энергосбережению и повышению энергетической эффективности для различных видов транспорта являются:
- проведение обязательных энергетических обследований организаций транспорта, находящихся в областной и муниципальной собственности;
- разработка и реализация указанными транспортными организациями программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности, включая разработку технико-экономических обоснований на внедрение энергосберегающих мероприятий;
- формирование списков транспортных организаций, находящихся в областной и муниципальной собственности, подлежащих энергетическому обследованию, и рассылка уведомлений транспортным организациям об обязательности проведения энергетического обследования;
- заключение добровольных соглашений с указанными транспортными организациями о снижении потребления энергетических ресурсов;
- оптимизация транспортных потоков;
- снижение потребления энергетических ресурсов на собственные нужды;
- замещение природным газом бензина, используемого транспортными средствами в качестве моторного топлива.
При эксплуатации автомобильного и электрического транспорта планируется осуществление следующих мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности:
- увеличение доли грузооборота и пассажирооборота, выполняемых автомобилями и автобусами с дизельными двигателями (дизелизация);
- снижение удельных норм расхода топлива автомобильным транспортом за счет повышения КПД двигателей, трансмиссий, снижения собственной массы и аэродинамического сопротивления, увеличения доли радиальных шин;
- оснащение автомобильного транспорта приборами регистрации параметров движения;
- строительство автомобильных газонаполнительных компрессорных станций;
- обновление транспортных средств организаций пассажирского автомобильного транспорта общего пользования;
- замена изношенной контактной сети для электрического транспорта.
На железнодорожном транспорте планируется осуществление следующих мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности:
- централизация теплоснабжения железнодорожных станций и узлов;
- электрификация железных дорог;
- ввод в эксплуатацию новых, более совершенных локомотивов, характеризующихся по сравнению с выпускаемыми в настоящее время повышенным КПД двигателей и передач, более совершенной системой охлаждения, меньшими расходами энергии на собственные нужды;
- применение более эффективных технологий управления и диспетчеризации, параллельного секционирования;
- увеличение доли грузовых вагонов на роликовых подшипниках и увеличение доли бесстыкового пути в целях снижения сопротивления движению;
- внедрение рекуперативного торможения на электрифицированных участках железных дорог;