Недействующий

О ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ" НА 2011 - 2015 ГОДЫ

I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом


Долгосрочная целевая программа "Формирование и развитие системы региональной кадровой политики" на 2011 - 2015 годы (далее - Программа) основана на оценке ресурсного потенциала кадров гражданской, муниципальной службы, экономики и социальной сферы с учетом сопряженных рисков и направлена на кадровое обеспечение реализации Стратегии социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года (далее - Стратегия социально-экономического развития области), содействие генерированию и реализации инновационных идей во всех сферах управленческой деятельности.

Инструментом реализации кадровой политики региона является программно-целевое и проектное управление, анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз, направленные на эффективное достижение целей программы, обеспечение инновационной активности и привлечение интеллектуального человеческого капитала на гражданскую и муниципальную службы, в экономику и социальную сферу. Для оценки результатов программы применена технология индикативного управления.

В нынешних условиях проблема формирования системной кадровой политики в органах власти всех уровней выступает решающим фактором преодоления негативных последствий в экономике и социальной жизни страны. Главным направлением является возрождение былой мощи России, придание ей статуса ведущей мировой державы с конкурентоспособной экономикой. На повестке дня - необходимость создания целостной системы воспроизводства профессиональной элиты в стране, в которую должна войти самая талантливая, предприимчивая и умная часть нашего общества, способная обеспечить достойную жизнь и свободное развитие человека.

Кадровый потенциал - это общая (количественная и качественная) характеристика персонала как одного из видов ресурсов, связанная с выполнением возложенных на него функций и достижением целей перспективного развития; это имеющиеся и потенциальные возможности работников как целостной системы (коллектива), которые используются и могут быть использованы в определенный момент времени.

Трудовые ресурсы - это часть населения региона, имеющего необходимое физическое развитие, здоровье, образование, культуру, способности, квалификацию и обладающего профессиональными знаниями для работы в сфере общественно полезной деятельности.

В настоящее время одним из решающих факторов развития экономики, рыночных отношений является панорамность мышления, профессиональная компетентность, ответственность и активность кадрового корпуса области. Кадровый потенциал Белгородской области должен являться тем ключевым звеном, который определяет успешность внедрения новых технологий во все сферы деятельности и решения новых экономических задач, обеспечивающих дальнейшее социально-экономическое развитие региона.

Под региональной кадровой политикой понимается система принципов и форм деятельности по воспроизводству, развитию и рациональному использованию кадрового потенциала региона в соответствии со Стратегией социально-экономического развития области. Формирование и развитие системы кадровой политики Белгородской области осуществляется по направлениям: гражданская служба, муниципальная служба, развитие кадрового потенциала в экономике и социальной сфере региона.

В Белгородской области сложились определенные правовые основы гражданской службы как механизма государственного управления, адекватные социально-экономическим условиям современного российского общества и государства.

Вступление в силу Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - N 79-ФЗ) и реализация мероприятий областной целевой программы развития гражданской и муниципальной службы Белгородской области на 2008 - 2010 годы, утвержденной постановлением правительства области от 22 сентября 2008 года N 234-пп "Об областной целевой программе развития гражданской и муниципальной службы Белгородской области на 2008 - 2010 годы", позволили:

- закрепить правовые, организационные и финансово-экономические основы гражданской службы;

- создать Совет по кадровой политике при Губернаторе области, ОАУ "Институт региональной кадровой политики";

- перейти к административно-правовому регулированию деятельности гражданских служащих в сочетании с применением норм трудового права;

- установить взаимосвязь между гражданской и муниципальной службой области;

- сформировать основы для финансирования гражданской службы;

- создать условия для открытости и подконтрольности деятельности аппаратов государственных органов гражданскому обществу.

Современный качественный состав гражданских служащих области характеризуется следующими показателями.

По состоянию на 1 января 2010 года общая штатная численность должностей гражданской службы области составила 1515 единиц, из них: должности категории "руководители" - 360 единиц, или 23,8 процента; должности категории "помощники, советники" - 17 единиц, или 1,1 процента; должности категорий "специалисты", "обеспечивающие специалисты" - 1138 единиц, или 75,1 процента от общей штатной численности должностей гражданской службы области.

По ветвям власти штатная численность гражданских служащих области распределяется следующим образом: в органах представительной власти - 69 единиц, или 4,6 процента, в органах исполнительной власти и государственных органах области - 1132 единицы, или 74,7 процента, в аппарате мировых судей - 280 единиц, или 18,5 процента, в Избирательной комиссии области - 34 единицы, или 2,2 процента от штатной численности гражданских служащих области.

Фактическая численность гражданских служащих в органах государственной власти области по состоянию на 1 января 2010 года составляет 1457 человек. Укомплектованность должностей гражданской службы области составляет 96,2 процента. Увеличение численности с 2007 года на 79 человек произошло в основном за счет полномочий, переданных с федерального на региональный уровень. Соответственно численность гражданских служащих области на 1 тысячу населения возросла с 0,91 до 0,95.

Высшее профессиональное образование имеют 1423 гражданских служащих. Доля гражданских служащих, имеющих высшее образование, возросла по сравнению с 2007 годом (1294 человека) с 93,9 до 97,7 процента.

Из общего количества гражданских служащих, имеющих высшее профессиональное образование, 165 человек, или 12,1 процента, имеют второе высшее образование.

Значительно выросло количество гражданских служащих, имеющих высшую квалификацию: 40 человек, или 2,7 процента, являются кандидатами наук, 4 человека, или 0,3 процента, имеют степень доктора наук (в 2007 году ученую степень кандидатов наук имели 29 человек, или 2,1 процента, докторов наук - 3 человека, или 0,22 процента).

В то же время только среднее образование имеют 19 человек, что составляет 1,4 процента от общей численности государственных служащих. Это в основном лица, относящиеся к категории "обеспечивающие специалисты" младшей группы должностей, которые в соответствии с N 79-ФЗ могут иметь среднее профессиональное образование.

Таким образом, в целом уровень образования гражданских служащих области соответствует замещаемым должностям.

Анализируя возрастной состав гражданских служащих области, следует отметить, что в настоящее время 394 человека, или 27,0 процентов, составляют молодые специалисты до 30 лет; большую часть гражданских служащих составляют лица в возрасте от 31 года до 40 лет - 406 человек, или 27,9 процента; гражданских служащих от 60 лет и старше - 50 человек, или 3,4 процента.

Средний возраст служащих области - 40,6 года, из них средний возраст руководителей высшей группы должностей - 49,1 года, главной группы - 47,4 года.

Количество служащих в возрасте до 30 лет за последние три года возросло на 45 человек (1,7 процента).

Доля гражданских служащих старше 60 лет по сравнению с 2007 годом уменьшилась на 0,3 процента.