Недействующий

О ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011 - 2015 ГОДЫ"

I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом


В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года к приоритетным направлениям развития региона относится становление благоприятной социальной среды и создание условий для эффективной реализации человеческого потенциала на основе динамичного развития экономики. Реализация данного направления предполагает:

- развитие многоуровневой системы образования по стандартам нового поколения, отвечающей требованиям инновационной экономики, современным потребностям общества, каждого человека,

- совершенствование системы целевой контрактной подготовки специалистов в соответствии с потребностями предприятий и организаций области для достижения сбалансированности рынка труда и образовательных услуг.

В целях достижения поставленных задач органами управления образования области и муниципальных образований, образовательными учреждениями велась работа в рамках областных целевых программ "Развитие образования Белгородской области на период 2007 - 2010 годов", "Охрана и укрепление здоровья здоровых на 2004 - 2010 годы", долгосрочной целевой программы "Духовно-нравственное воспитание населения Белгородской области" на 2011 - 2013 годы, комплексной целевой программы "Дети Белгородчины на 2007 - 2010 годы", комплекса мер по развитию информационного общества и формирования электронного правительства в Белгородской области на 2010 - 2012 годы (постановление правительства Белгородской области от 29 января 2010 года N 34-пп "О системе мер по развитию информационного общества и формированию электронного правительства в Белгородской области на 2010 - 2012 годы"). Реализация указанных программ позволила создать условия для устойчивого развития областной системы образования в целях формирования творческой личности школьника, его успешной социализации.

На сегодняшний день развивать систему образования региона предстоит в следующих сложившихся условиях.

Одним из приоритетных направлений деятельности регионального и муниципальных органов управления образования является развитие и дифференциация сети дошкольных образовательных учреждений (далее - ДОУ). Сегодня дошкольное образование области представляет собой многоуровневую систему, состоящую из учреждений различных типов и видов. В регионе функционирует 491 дошкольное образовательное учреждение, 8 учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста, 140 дошкольных групп в структуре общеобразовательных учреждений. В данных ДОУ воспитывается 54476 детей в возрасте от 1,5 до 7 лет, что составляет 65,3 процента от общей численности населения данного возраста. Основной проблемой региональной системы дошкольного образования становится проблема недостаточности мест в ДОУ. В этой связи на сегодняшний день разработаны программные мероприятия по развитию сети дошкольного образования на период с 2011 по 2013 год, которые предполагают ко второму полугодию 2013 года создание новых 7040 дошкольных мест за счет строительства, восстановления зданий, перепрофилирования других учреждений в ДОУ, открытия дополнительных групп и частных детских садов. Кроме того, в рамках постановления правительства Белгородской области от 25 мая 2009 года N 166-пп "О реализации приоритетных направлений развития рынков товаров и услуг Белгородской области" планируется развитие альтернативных форм дошкольного образования: автономных ДОУ, частных детских садов, семейных групп, групп на сельском подворье, групп кратковременного пребывания детей, консультативных пунктов, Центров развития и другое. В целях реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", декларирующей поддержку развития систем дошкольного образования, обеспечивающих равные стартовые условия прихода детей в школу, в области организована предшкольная подготовка ребят не только в старших и подготовительных группах ДОУ, но и в группах кратковременного пребывания на базе детских садов, школ, учреждений дополнительного образования. В 2009 - 2010 учебном году в регионе функционировало 366 таких групп с охватом 3899 детей. В результате процент охвата детей 5 - 7-летнего возраста предшкольным образованием превысил запланированный показатель 90 процентов и составил 91,7 процента. Несмотря на положительную динамику внедрения альтернативных организационно-правовых форм ДОУ, реализации программ предшкольной подготовки, проблема обеспечения доступного и качественного дошкольного образования остается актуальной и требует поиска как внешних, так и внутренних резервов развития системы в целом.

В условиях демографического спада за последние 5 лет контингент учащихся в области снизился со 156 тысяч до 135 тысяч. Резко обозначилась тенденция к росту количества малокомплектных школ. По этой причине, начиная с 2006 года, в регионе закрыты 110 и реорганизованы 136 общеобразовательных учреждений. Это во многом способствовало достижению того, что сегодня доля школьников, обучающихся в учреждениях, отвечающих современным требованиям, составляет 75 процентов. В целях создания условий для качественного обучения всех детей независимо от места жительства определены 120 базовых (опорных) школ, сформированы школьные образовательные округа. На их оснащение направлено 300 миллионов рублей из консолидированного бюджета области. В базовые школы поступили 275 специализированных кабинетов. Существенно обновлены компьютерные классы. На основе сетевого взаимодействия по 37 специальностям ведется профессиональная подготовка учащихся старших классов: 97,9 процента старшеклассников обучаются на базе 100 ресурсных центров, 35,5 процента из них осваивают две специальности. Таким образом, именно реструктуризация сети образовательных учреждений во многом определяет сегодняшнее состояние образования в области. Следует отметить, что в результате оптимизации структуры муниципальных систем образования было сэкономлено 140 миллионов рублей. Трехлетний прогноз на 2010 - 2012 годы предполагает закрытие еще 49 и реорганизацию 92 учебных заведений, что позволит сэкономить 82 миллиона рублей.

С 1 сентября 2010 года 31 общеобразовательное учреждение области в экспериментальном режиме начали осваивать ФГОС начального общего образования, с 2015 года школы Белгородчины перейдут на новые стандарты основного общего образования. Вопросы перехода на новые стандарты образования и одновременное повышение качества образовательного процесса обусловили круг проблем, требующих решения. В настоящее время в регионе не в полной мере сформирована инфраструктура образовательных учреждений для организации внеурочной деятельности учащихся во второй половине дня; не в полную мощь работает система тьюторского (в том числе, дистанционного) сопровождения, обеспечивающая поддержку учителей начальной школы и учителей-предметников основной школы; недостаточно ведется научно-методическое сопровождение введения ФГОС в учреждениях начального и среднего профессионального образования. Кроме того, требуют обновления содержание и технологии образования, обеспечивающие компетентностное обучение; необходимо развитие вариативности образовательных программ и адаптивности содержания школьного образования к различным группам обучающихся (индивидуальные образовательные траектории); целесообразными становятся модернизация структуры сети образовательных учреждений в соответствии с задачами инновационного развития, дальнейшее совершенствование механизмов финансирования образовательных учреждений и т.д.

В области накоплен положительный опыт по развитию системы дополнительного образования детей и молодежи, укреплению воспитательного потенциала образовательных учреждений региона. Реализуются долгосрочные целевые программы в области духовно-нравственного, патриотического воспитания, профилактики негативных проявлений в подростковой среде. Создана многовариантная сеть дополнительного образования детей: действуют 111 подведомственных учреждений дополнительного образования детей, в которых занимается свыше 125 тыс. детей и подростков в возрасте от 5 до 18 лет (около 70 процентов от общего числа детей указанного возраста). В области создано более 600 детских общественных организаций, которыми охвачено около 130 тыс. детей. Активно развивается кадетское движение: действуют свыше 120 кадетских классов с охватом около 2,5 тыс. детей.

Однако принимаемые меры не позволяют изменить ситуацию в области воспитания коренным образом. Сегодня наблюдается низкий уровень гражданского, патриотического самосознания и конструктивного общественного поведения. Требуют координации действия различных служб и ведомств, связанных с вопросами воспитания детей и учащейся молодежи. Не в полной мере учитываются интересы юных белгородцев, стремящихся освоить новые формы деятельности, популярные в детской и молодежной среде.

Среди принятых мер по сохранению и укреплению здоровья воспитанников и обучающихся региона особенно значимыми стали увеличение до трех часов преподавания предмета "Физическая культура" во 2 - 11-х классах, реализация областных целевых программ "Школьное молоко" и "Школьный мед", оздоровление детей на базе местных здравниц. В результате системных мероприятий увеличился процент учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к основной группе (2007 год - 79,9 процента; 2008 год - 81,3 процента; 2009 год - 86,2 процента), и уменьшился - к специальной медицинской группе (2007 год - 4,2 процента; 2008 год - 3,6 процента; 2009 год - 3,2 процента). В то же время в системе образования области по-прежнему актуальны вопросы формирования единой здоровьесозидающей образовательной среды, создания системы непрерывного обучения подрастающего поколения в области культуры здоровья, проведения мониторинга индивидуального здоровья детей, а также целостной системы управления здоровьеориентированным образовательным пространством региона.

Улучшение здоровья детей - необходимое условие обеспечения будущего нации. Питание является одним из важнейших факторов сохранения здоровья детей и улучшения демографической ситуации. В общеобразовательных учреждениях региона в соответствии с нормативными правовыми актами области с 2005 года осуществляется поставка чистой минерализированной воды, с апреля 2006 года в рацион питания обучающихся с 1 по 11 классы ежедневно включено молоко и молочные продукты, с января 2011 года - натуральный мед в объеме 10 грамм. Из областного бюджета направляются средства на питание учащихся из многодетных семей из расчета 50 рублей в день на 1 учащегося; контингент таких учащихся составляет свыше 13 тыс. человек; из местных бюджетов финансируется питание всех других школьников из расчета 25 - 30 рублей в день на 1 обучающегося. Доля общеобразовательных учреждений, имеющих столовые или залы для приема пищи, оборудованные в соответствии с требованиями, составляет свыше 90 процентов. Охват обучающихся горячим питанием составил 92,3 процента.

Однако в этой сфере имеется ряд отрицательно воздействующих факторов, негативных тенденций:

1. Недостаточна степень разработки и внедрения научных основ формирования рационального питания детей школьного возраста.

2. Не получили распространения современные индустриальные технологии производства функциональных продуктов детского питания и продуктов повышенной биологической и пищевой ценности.

Практически повсеместно нарушается структура питания детей (соотношение основных питательных веществ: жиров, белков и углеводов).

Система школьного питания слабо ориентирована на имеющиеся у детей алиментарно-зависимые виды заболеваний.

Несмотря на реализуемые в области мероприятия, направленные на улучшение состояния здоровья детей школьного возраста, общая заболеваемость детей (15 - 17 лет) в 2010 году в сравнении с 2008 годом выросла на 13,2 процента. В структуре общей заболеваемости детей болезни органов пищеварения занимают 2 место - 6,8 процента (2009 год - 6,7 процента, 2008 год - 7,3 процента).

При анализе состояния здоровья детей по результатам проведенной диспансеризации выявлено детей в 2010 - 2011 учебном году с I группой здоровья - 38,9 процента (2009 год - 32,8 процента), II группа здоровья - 48,7 процента (2008 год - 52 процента).

3. Недостаточная кадровая обеспеченность и невысокая профессиональная компетентность специалистов в значительной части школ, особенно сельских, негативно сказываются на качестве школьного питания.

В системе школьного питания работает 1131 специалист (повара, технологи, заведующие производствами), в том числе:

- специалисты муниципальных образовательных систем - 775 человек;

- специалисты других субъектов системы школьного питания - 356 человек.

В сфере школьного питания отсутствуют диетврачи (диетсестры). Малочисленна категория технологов. В значительной части общеобразовательных учреждений не организуется питание детей в условиях шестидневной рабочей недели в субботние дни по причине недостатка кадров (из-за проведенной оптимизации штатных расписаний).

4. Отсутствие условий для организации питания детей, устаревшая материально-техническая база, высокая степень износа и недостаток технологического оборудования школьных пищеблоков не позволяют достигнуть необходимых санитарных и технологических показателей.

Физический износ технологического оборудования пищеблоков составляет в среднем 75 процентов.

5. У обучающихся не сформирована устойчивая мотивация к ведению здорового образа жизни и практической реализации принципов рационального питания.

Во многих общеобразовательных учреждениях не организованы обучение детей культуре питания и работа по формированию компетенций в сфере здорового питания. Только каждый пятый школьник употребляет полезную для здоровья пищу, принимает витамины или пищевые добавки.