Порядок расчета условного налогового потенциала
1. Для определения условного налогового потенциала муниципальных образований в целях межбюджетного выравнивания используется косвенное параметрическое ранжирование уровня налогового потенциала муниципальных образований.
2. Показатели, адекватно отражающие налоговые доходы в разрезе муниципальных образований, отбираются на основе применения корреляционного анализа и (или) на основании экспертных оценок.
3. В качестве статистических показателей в разрезе муниципальных образований, определяющих дифференциацию муниципальных районов (городских округов) по налоговым доходам, отбираемых с использованием корреляционного анализа либо экспертных оценок, могут применяться:
налог | рекомендуемый показатель для оценки налоговой базы (в порядке убывания точности соответствия базы поступлениям налога) |
налог на доходы физических лиц | фонд оплаты труда, среднедушевые доходы населения, добавленная стоимость, объем промышленного производства |
земельный налог | кадастровая стоимость земель, стоимость основных фондов, добавленная стоимость |
единый налог на вмененный доход для опр еделенных видов деятельности и единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения | объем розничного товарооборота (в том числе по категориям продукции), объем платных услуг населению, государственная пошлина, среднедушевые доходы населения, добавленная стоимость |
налог на имущество физических лиц | стоимость имущества физических лиц, среднедушевые доходы населения |
единый сельскохозяйственный налог | объем выпуска сельскохозяйственной продукции, кадастровая стоимость земель, численность сельского населения |
налог на имущество организаций | стоимость основных фондов, стоимость имущества, объем добавленной стоимости, объем выпуска промышленной продукции |
а также иные показатели-факторы, характеризующие налогооблагаемую базу муниципальных образований.
4. Перечень показателей-факторов, определяющих дифференциацию муниципальных районов (городских округов) в налоговых доходах и используемых для расчета условного налогового потенциала, определяется ежегодно при составлении проекта областного бюджета на очередной финансовый год.
5. Условный налоговый потенциал для i-го муниципального образования рассчитывается по формуле:
где
УНПi - условный налоговый потенциал i-го муниципального образования;
Fn - значения отобранных показателей-факторов в i-ом муниципальном образовании;
An - постоянные коэффициенты при показателе-факторе;
m - количество отобранных показателей-факторов.
6. Значения коэффициентов An определяются системой из m линейных уравнений для УНП c m неизвестными, построенной по группировке, включающей данные по m муниципальным образованиям для которых определены значения показателей-факторов.
7. В случае применения экспертного подхода в качестве эталонных могут выступать m муниципальных образований, неоспоримо (единогласно) определяемых экспертами в качестве "лидера", "аутсайдера" или "средних" по уровню налогового потенциала. В состав обучающей группировки может также включаться суммарный показатель оценки налоговых потенциалов всех муниципальных районов (городских округов). Далее каждому из эталонных муниципальных образований присваивается экспертный уровень условного налогового потенциала с учетом доли вклада используемых показателей-факторов в доходы муниципального образования. При высокой дифференциации налогового потенциала используется шкала (от 1 до 1000), при этом эталонному "лидеру" присваивается максимальный балл, "аутсайдеру" - близкий к 1, "средний" - соответствующий центру интервала или берутся иные данные, характеризующие налоговый потенциал эталонных муниципальных образований.
8. В целях нормировки коэффициентов An в соответствии с установленным экспертным уровнем УНП может присваиваться абсолютное значение величины потенциальных налоговых доходов для данного муниципального образования. В этом случае:
где:
УНПiнорм - нормированный налоговый потенциал i-го муниципального района (городского округа);
УНПi - налоговый потенциал i-ого муниципального района (городского округа);
НДi - налоговые доходы i-ого муниципального района (городского округа);
k - коэффициент, учитывающий изменения налогооблагаемой базы за текущий и очередной финансовый год по сравнению с отчетным финансовым годом;
n - число муниципальных районов (городских округов) Белгородской области.
9. На заключительном этапе рассчитываются значения УНП для всех муниципальных районов (городских округов) с учетом найденных коэффициентов An. Распределение муниципальных районов (городских округов) по этому показателю соответствует ранжиру их налогового потенциала. Поскольку условный налоговый потенциал пропорционален налоговому потенциалу, то сохраняются межбюджетные расстояния, и это может служить основанием для проведения внутрирегиональной бюджетной политики.
10. Условный налоговый потенциал, рассчитываемый в рамках настоящей Методики, используется только для сопоставления уровня расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) и не является прогнозируемой (планируемой, рекомендуемой) оценкой доходов бюджетов муниципальных образований.