Недействующий

О СИСТЕМЕ МОНИТОРИНГА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБЛАСТИ

Таблица 2.

Индикаторы оценки субъективных показателей качества жизни населения


Цели управления

Показатели оценки

Коэффициент, определяющий значение индикатора (средневзвешенный коэффициент оценки ответов на вопросы анкеты)

1

2

3

Улучшение демографической ситуации

Репродуктивные планы (количество планируемых детей в семье)

Улучшение жилищных условий

Удовлетворенность качеством жилья

Трудоустройство и занятость

Удовлетворенность работой

Улучшение здоровья населения и медицинского обслуживания

Оценка доступности качественного медицинского обслуживания

Повышение уровня жизни

Оценка уровня материального благополучия

Создание условий для доступности качественного образования

Представление о доступности качественного образования

Формирование благоприятной для человека окружающей среды

Оценка состояния окружающей среды

Обеспечение безопасности жизни

Ощущение собственной безопасности и безопасности близких

Обеспечение доверия к власти и создание эффективных каналов общественного участия

Уровень доверия к власти

Разумеется, вторая группа индикаторов является в значительной степени субъективной, что логически вытекает из представления о феномене качества жизни. Однако выстроенные в соответствии с годами проведения мониторинга в динамические ряды, они позволяют отследить изменение ситуации в регионе и дополнить объективные показатели.

Шаг 4. Определение источников данных

Основными источниками данных для мониторинга являются данные статистики и результаты социологического опроса.

При оценке и выборе потенциальных источников данных для проведения мониторинга задача заключаются в том, чтобы:

- определить, какие источники содержат наибольшее количество необходимых данных;

- установить взаимодействие с организациями, ответственными за сбор этих данных;

- разработать механизмы для сбора, обработки, интерпретации и предоставления данных.

Шаг 5. Оценка доступных ресурсов

При организации мониторинга необходимо рассмотреть ресурсы, которые уже имеются, либо те, которые необходимо получить. Они могут включать:

- сотрудников, достаточно квалифицированных для того, чтобы заполнять, собирать статистические и (или) извлекать из них необходимую информацию, обрабатывать их и составлять отчеты;

- оборудование и подручные материалы (например, компьютеры (имеющиеся в наличии или доступные), надежный источник электричества для работы компьютеров, ручные средства, бланки, компьютерные дискеты).

Также необходимо рассмотреть условия, в которых будет происходить мониторинг, особенно на первых этапах, т.е. во время опроса людей, глубинных интервью. Важно, чтобы окружающая обстановка и люди, проводящие анкетное интервью, располагали к сообщению информации. Достаточно ли комфортным для интервьюируемого является то место, где происходит беседа

Важным вопросом является также вопрос о возможностях электронной обработки информации (имеется ли надежный источник электричества). Оптимальной для обработки данных является ДА-система. В Белгородской области уже имеется опыт ее использования.

Шаг 6. Информирование и привлечение участников мониторинга

Следующим шагом является информирование и привлечение всех организаций, которые были определены как возможные участники системы мониторинга. Необходимо убедить участников в том, что мониторинг будет для них полезен, и обеспечить их участие в нем. В конечном счете, привлечение людей, заинтересованных в результатах мониторинга, к разработке и использованию системы мониторинга будет весьма полезно. Они почувствуют себя полноправными участниками завершенной системы, и это сделает ее более устойчивой.

Шаг 7. Определение инструментов сбора данных

Какой объем данных и какого типа необходимо будет собрать, зависит от приоритетов, а также имеющихся в наличии ресурсов. Определение инструментов сбора данных во многом зависит от целевой группы исследования результативности управления, в которую могут входить как представители государственных и муниципальных учреждений, так и внешние эксперты.

Следующим шагом после определения целевой группы будет планирование выборки. После построения дизайна выборки следует выбрать соответствующие цели и методы сбора информации. В принципе это могут быть различные социологические методы: проведение интервью, фокус-групп, анкетных опросов, анализа документов, прямого наблюдения и т.д. Для каждого выбранного метода необходимо подготовить рабочий материал - инструкции интервьюерам, опросные листы, бланки анкет и т.д. Необходимо отметить, что выбор метода сбора данных и применяемых инструментов зависит от имеющихся в наличии ресурсов, временных рамок и требований к получаемой информации. Также важно определить, какие показатели отчетности учреждений могут использоваться для дальнейших исследований.

Опыт Белгородской области показал, что наиболее эффективным методом сбора социологической информации являются анкетирование населения и экспертный опрос.

Шаг 8. Сбор данных

При сборе данных необходимо иметь в виду, что важность данных должна соизмеряться со стоимостью их получения. Следует определить, кто будет собирать - данные и где это будет происходить. Для сбора данных 17

целесообразно использовать подготовленных анкетеров, имеющих опыт проведения социологических исследований.

Шаг 9. Обработка данных

Системы обработки данных могут быть только электронными. Каким бы ни был метод обработки данных, важно, чтобы при хранении данных и процедуре обработки сохранялся принцип конфиденциальности личной информации, предоставленной респондентом. Следует всегда помнить, что респонденты - важные участники системы, их вклад должен признаваться и уважаться.