Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 07 февраля 2007 года N 28-пп

О СИСТЕМЕ МОНИТОРИНГА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБЛАСТИ

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании постановления Правительства Белгородской области от 30.03.2020 N 111-пп, вступившего в силу со дня официального опубликования (опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 01.04.2020).
____________________________________________________________________

В целях оценки эффективности регионального управления на основе показателей результативности деятельности органов исполнительной власти области, государственных органов области и в соответствии с Планом мероприятий по реализации административной реформы в Белгородской области в 2006-2008 годах, утвержденным постановлением правительства области от 28 марта 2006 года N 74-пп "О Плане мероприятий по реализации административной реформы в Белгородской области в 2006-2008 годах", правительство области постановляет:

1. Утвердить Методику проведения социологического мониторинга результативности деятельности органов государственного управления Белгородской области (прилагается).

2. Аппарату губернатора области (Полухин О.Н.):

- ежегодно проводить социологический мониторинг результативности деятельности органов государственного управления Белгородской области "Оценка эффективности регионального управления на основе показателей качества жизни населения";

- результаты мониторинга эффективности регионального управления представлять ежегодно к 1 декабря губернатору и правительству области;

- информировать общественность и население области через средства массовой информации о результатах мониторинга результативности деятельности органов исполнительной власти области и государственных органов области.

3. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя губернатора области - руководителя аппарата губернатора области О.Н. Полухина.

О ходе исполнения постановления информировать ежегодно к 15 января начиная с 2008 года.

Губернатор Белгородской области Е. Савченко

Утверждена
постановлением правительства
Белгородской области
от 7 февраля 2007 года N 28-пп

МЕТОДИКА проведения социологического мониторинга результативности деятельности органов государственного управления Белгородской области Концепция мониторинга


Целью социологического мониторинга результативности деятельности органов государственного управления Белгородской области является получение систематизированной информации об эффективности регионального управления по основным параметрам качества жизни.

Мониторинг опирается на опыт, накопленный в ходе подготовки Программы улучшения качества жизни населения Белгородской области в 2002 - 2003 годах. В основе его лежат несколько основополагающих идей, которые позволили определить концепцию и программу деятельности, направленные на получение комплексной оценки эффективности регионального управления. В их числе следующие:

1. Качество жизни населения служит интегральным показателем эффективности управления на федеральном, региональном и местном уровнях. Оно складывается из показателей двух уровней. Во-первых, из интегральной оценки уровня жизни населения по четырем основным критериям: показателя ожидаемой продолжительности жизни при рождении; показателя естественного прироста населения; показателя отношения числа разводов к количеству заключенных браков; показателя уровня социального и экономического равновесия в обществе. Во-вторых, из показателей удовлетворенности граждан основными условиями своей жизни. Второй показатель является субъективным, но должен быть обязательно учтен, поскольку качество жизни человека определяется как единство показателей, которые характеризуют уровень реализации потребностей человека и степень удовлетворенности его осуществлением своих жизненных планов (жизненных стратегий), и соотносятся, с одной стороны, с минимальными социальными стандартами, с другой стороны - с ресурсными возможностями общества.

2. Показатели удовлетворенности качеством жизни населения можно разделить на три группы: во-первых, показатели, характеризующие степень обеспечения права на жизнь, продолжение рода, здоровое существование 3

(символически условное обозначение элемента "жизнь"); во-вторых, оценивающие удовлетворенность повседневными условиями жизни ("благополучие" или "успех"); в-третьих, отражающие представления людей о смысле жизни, об их уверенности в будущем ("надежда").

3. Изменение показателей, выявленное на основе данных статистики и социологии, дает возможность оценить динамику качества жизни и, соответственно, эффективность управления на уровне области.

Регулярный сбор данных о деятельности органов государственного управления призван обеспечивать органы государственного управления, а также другие социальные институты и население информацией о социальной и экономической эффективности управленческой деятельности. Применение единой формализованной методологии сбора показателей результативности деятельности органов государственного управления позволяет создать единую информационную базу, которая может использоваться при принятии управленческих решений, оценке эффективности реализуемых программ и проведении различных исследований.

Обзор существующих методик качества жизни населения


Разработка методики оценки эффективности государственного управления на основе показателей качества жизни предполагает анализ существующих методик измерения качества жизни, число которых довольно велико.

Чаще всего качество жизни оценивается на основе определения индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП). Эта методика учитывает три показателя: валовый внутренний продукт на душу населения, ожидаемую продолжительность жизни и уровень образования населения.

Наибольшее распространение в настоящее время получили методики, базирующиеся на критериях качества жизни, предложенных Всемирной организацией здравоохранения. В качестве их обычно выступают физические, психологические показатели, уровень самостоятельности, общественная жизнь, окружающая среда, духовность и их составляющие. Качество жизни при этом рассматривается как индивидуальное соотношение своего положения в жизни общества, в контексте культуры и систем ценностей этого общества, с целями данного индивидуума, его планами, возможностями и степенью общего неустройства. К этой группе методик следует отнести, в первую очередь, методику World Health Organization's Quality of Life Assessments (WHOQOL - 100, WHOQOL - brief), а также целый ряд других методик:

- Quality of Life Index (QLI), разработанную для оценки степени реализации физиологических, социально-экономических, духовных и семейных интересов человека и сравнительной значимости этих интересов;

N ottingham Health Profile (N HP), включающую вопросы, направленные на оценку восприятия жизненных проблем в следующих областях: заработок и занятость, домашнее хозяйство, принятие решений, общественная деятельность, сексуальная жизнь, хобби и увлечения, отдых и затрагивающие такие жизненно важные сферы как боль, физическая подвижность, сон, эмоциональные переживания, жизненный тонус (энергия), социальная изоляция;

- международный опросник SF-36 (SF-12) и др. Однако следует заметить, что опросник SF-36, созданный для определения степени удовлетворения минимальных психометрических стандартов в ходе популяционных исследований, обычно применяется для групповых сравнений с учетом общих концепций здоровья и благополучия, то есть параметров, которые не являются специфичными для различных возрастных или нозологических групп.

Общей чертой данных методик является то, что они базируются на оценке собственного восприятия людьми своей жизненной ситуации. Это восприятие субъективно и различается у конкретных людей.

Кроме того, для оценки качества жизни применяется и ряд других узкоспециальных методик, например, Psychological General Well-Being (PGWB), Angina Pectoris Quality of Life Scale (APQLQ), Arthritis Impact Measurement Scale (AIMS), Health Assessment Questionnaire и пр.

Проблема неадекватности методик оценки качества жизни заключается в том, что сегодня одновременно сосуществует множество концептуальных подходов к определению понятия "качество жизни", что подтверждает мысль, согласно которой, качество жизни может рассматриваться как постоянно эволюционирующая философская категория, которая наполняется различным содержанием в зависимости от социального времени и точки зрения авторов. Можно выделить два доминирующих направления. Первое: определение качества жизни как комплексной характеристики жизнедеятельности человека (объективистский подход, поскольку эти характеристики не зависят от сознания и могут быть оценены в системе объективных индикаторов). Второе: определение качества жизни как степени удовлетворенности человеком своими условиями жизни и уровнем ее комфортности (субъективистский подход, поскольку в данном случае многое, если не все, зависит от ценностей и установок конкретного человека). Каждая из этих позиций имеет не только очевидные положительные, но негативные следствия. В первом случае качество жизни максимально сближается с уровнем жизни (а это неверно) и не учитывается отношение человека к своим жизненным условиям. Во втором случае субъективная составляющая отрывается от ее объективных предпосылок.

В целом же, анализ различных подходов к определению качества жизни позволяет сделать вывод о бесперспективности поиска единого понимания данного феномена. Следует признать, что любое определение качества жизни будет вызывать критические замечания в силу неопределенности категориального аппарата.

Предложенная концепция учитывает достоинства этих методик, но при этом:

во-первых, разводит две категории: "качество жизни" и "качество условий жизни", что, несомненно, не одно и то же;

во-вторых, в качестве исходных категорий определяет "потребности" и "ценности", поскольку человеческую жизнь можно рассматривать как процесс реализации потребностей и ценностей (при этом ценности допустимо определять как многократно воспроизведенные потребности, закрепившиеся на ментальном уровне), что, в сущности, означает самореализацию человека;

в-третьих, учитывает деятельностную (функциональную) составляющую, так как качество жизни обретается самими людьми в процессе преобразования среды и самих себя;

в-четвертых, позволяет говорить о качестве жизни как о некоторой мере, в пределах которой самореализуется человек;

в-пятых, объединяет объективные и субъективные показатели жизнедеятельности людей.

Настоящая методика содержит в себе описание методологии и логической схемы проведения, на которых основывается система мониторинга результативности деятельности органов государственного управления. В методике рассмотрен процесс сбора информации, проведения исследований, построения индикаторов и оценки результативности управления.

Использование настоящей методики позволяет проводить оценку результативности деятельности органов государственного управления на основании трех групп индикаторов, отражающих реализацию права на жизнь; условия труда и жизни людей и социальное самочувствие.

В методике рассматриваются следующие основные вопросы:

1) определение целей и задач мониторинга;

2) разработка логической схемы мониторинга;

3) формулировка и выбор подходящих индикаторов;

4) выбор источников и методов сбора данных;

5) составление плана проведения мониторинга;

6) использование полученных результатов при оценке результативности государственного управления.

Внедрение системы мониторинга результативности деятельности органов государственного управления Белгородской области


Мониторинг результативности деятельности органов государственного управления представляет собой периодический процесс сбора информации с целью определения того, насколько эффективно осуществляется региональное управление, какие при этом происходят изменения и какие издержки сопряжены с указанными процессами.

Мониторингу должны быть присущи такие характеристики:

- периодические замеры, по которым можно судить об их динамике (проведенный анализ позволяет рекомендовать проведение мониторинга один раз в год);

- систематическое выяснение состояния показателей и использование этой информации по каналам обратной связи для принятия оптимальных управленческих решений;

выработка и реализация преобразовательных управляющих воздействий на объекты, явления и процессы, которые попадают в зону мониторинга, т.е. мониторинг не сводится лишь к измерительно-оценочной деятельности

Проведение мониторинга позволит управляющим органам совершенствовать процесс планирования стратегических решений и корректировать проводимую политику в случае возникновения ошибок, различных ограничений и т.д. Задача мониторинга состоит в отслеживании изменений, которые происходят с течением времени в ресурсах, процессе и конечных результатах, при помощи ведения учётных записей, создания системы регулярной отчетности.

Стратегическое планирование и разработка проекта мониторинга


Стратегическое планирование мониторинга осуществляет аппарат губернатора Белгородской области в сроки до 1 февраля каждого года, в течение которого проводится мониторинг.

При разработке проекта мониторинга необходимо ориентироваться на более рациональное использование ограниченных человеческих и материальных ресурсов с целью достижения желаемых результатов.

Результаты мониторинга необходимо учитывать при принятии управленческих решений. Мероприятия, показавшие свою результативность, могут воспроизводиться в рамках комплексных и целевых программ, а действия, которые не привели к положительным результатам, могут быть в будущем пересмотрены.

Оценка результативности управления


В отношении результативности деятельности органов государственного управления оценку можно определить как набор мероприятий, направленных на определение значения количественного и качественного результата, характеризующего условия жизни людей. Оценка предполагает установление взаимосвязи между конечными или промежуточными результатами и произведёнными действиями. Можно выделить две основные фазы, или уровня, оценки: оценку, основанную на анализе статистических данных и оценку, основанную на основе социологического опроса. Основные характеристики фаз оценки представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Оценка результативности управления на основе показателей качества жизни населения.

Определение целей, задач и показателей результативности


Прежде чем внедрять, систему мониторинга для оценки эффективности деятельности органов управления, необходимо определить цели и задачи, которые должны быть решены в ходе мониторинга.

Цели - это те основные результаты, которых хотят достичь в процессе управления. К непосредственным целям можно отнести:

- улучшение демографической ситуации в области;

- улучшение жилищных условий;

- трудоустройство и занятость населения;

- улучшение здоровья населения и медицинское обеспечение;

- повышение уровня жизни и обеспечение стабильности доходов;

- создание условий для доступности качественного образования;

- формирование благоприятной для человека окружающей среды;

- обеспечение безопасности жизни;

- обеспечение доверия к власти и создание эффективных каналов общественного участия.

Структура программы мониторинга


Три важные компоненты определяют структуру мониторинга:

- логическая схема, содержащая формулировку целей и задач и связывающая между собой основные компоненты;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»