Ведущими секторами экономической деятельности, обеспечивающими основной объем валового регионального продукта Белгородской области, являются промышленность, сельское хозяйство, оптовая и розничная торговля, строительство, транспорт и связь. Основу экономики области во многом определяет развитие промышленного комплекса, на который приходится около половины валового регионального продукта области и всех налоговых платежей региона.
Развитие системы профессионального образования Белгородской области находится в прямой зависимости от востребованности услуг, предлагаемых образовательными учреждениями реальному сектору экономики. Востребованность выпускников образовательных учреждений профессионального образования предприятиями и организациями области - один из важнейших показателей их успешной работы.
За последние два десятилетия в сфере профессионального образования Белгородской области произошел ряд существенных изменений:
- расширение сети учреждений ВПО с 8 до 21 и как следствие - увеличение количества студентов в 5 раз: с 19,5 тыс. человек (1990 г.) до 82,3 тыс. человек (2010 г.);
- оптимизация региональной сети учреждений профессионального образования за счет сокращения учебных заведений, дублирующих профили подготовки (4 учреждения СПО, 9 учреждений НПО);
- увеличение до 50 процентов доли реализуемых программ углубленной подготовки и повышенного уровня в учреждениях СПО, что способствует трудоустройству выпускников на рынке труда через получение ими дополнительной квалификации;
- создание 7 двухуровневых учреждений СПО;
- укрепление материально-технической базы учреждений ВПО за счет софинансирования строительства НИУ "БелГУ", БГСХА, БГТУ им. Шухова, СТИ НИТУ "МИСиС";
- информатизация учреждений профессионального образования;
- формирование системы повышения квалификации и переподготовки инженерно-педагогических кадров;
- присвоение Правительством Российской Федерации статуса "Национальный исследовательский университет" ГОУ ВПО "Белгородский государственный университет".
Сегодня в системе профессионального образования Белгородской области подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием по 170 специальностям и направлениям ведет 21 образовательное учреждение (31 процент от общего числа учреждений профессионального образования), где обучается по всем формам обучения 82912 студентов (76,7 процента от общего числа студентов профессионального образования).
27 учреждений среднего профессионального образования (40 процентов) готовят специалистов среднего звена по 120 специальностям с общим контингентом 16414 человек (15,2 процента).
19 учреждений начального профессионального образования (28 процентов) готовят рабочие кадры по 102 профессиям. Контингент учащихся учебных заведений этого уровня составляет 8796 человек (8,1 процента).
Таким образом, сегодня в 67 профессиональных учебных заведениях области получают профессиональное образование по всем формам обучения 108122 человека.
Несмотря на достаточно инертный характер функционирования образовательной сферы, связанной с лицензированием образовательных программ, достаточно длительным периодом подготовки кадров, все же необходимо создание системы, гибко реагирующей на изменяющиеся потребности в трудовых ресурсах в регионе. Это требует создания качественного информационного обеспечения в виде как краткосрочного, так и долгосрочного, постоянно уточняемого прогноза потребности региона в кадровых ресурсах.
В настоящее время рынок труда Белгородской области (как и Российской Федерации в целом) характеризуется несбалансированностью и противоречивыми тенденциями как со стороны количественного наполнения, так и со стороны качественного состава (уровень образования, полученная специальность/квалификация) работников. Кроме того, ежегодно появляются новые профессии и специальности, вызванные структурными и технологическими изменениями в экономике и формирующие новые профессиональные рынки труда: в 2009 - 2010 годах в учреждениях ВПО было открыто 13 новых специальностей, в учреждениях СПО и НПО - 8 направлений профессиональной подготовки. В настоящее время 9 образовательных учреждений НПО начали процедуру лицензирования по 50 новым профессиям (начальное профессиональное образование, профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации).
Отсутствие общих подходов и технологий изучения рынка труда, анализа движения трудовых ресурсов, демографической ситуации и рынка образовательных услуг влечет за собой несопоставимость данных, узость и ошибки в планировании и реализации задач социально-экономического развития Белгородской области и подготовке необходимых кадров.
В этой связи создание системы прогнозирования потребности в трудовых ресурсах Белгородской области не только приобретает особое значение, но и является необходимым для решения следующих задач:
прогнозирование потребности региональной экономики в трудовых ресурсах;
мониторинг состояния и движения рынка труда Белгородской области;
анализ соответствия существующей структуры подготовки по программам профессионального образования прогнозу потребности Белгородской области в трудовых ресурсах;
разработка прогноза баланса трудовых ресурсов, согласованного с прогнозом социально-экономического развития Белгородской области;
анализ различных сценариев социально-экономического развития Белгородской области и способов достижения поставленных целей.
Наличие подобных прогнозов в Белгородской области позволит сформировать эффективную территориально-отраслевую организацию ресурсов системы профессионального образования, повысить процент трудоустроенных выпускников и производительность труда и уменьшить сроки подготовки выпускников под конкретное рабочее место.
Создание системы прогнозирования потребности в трудовых ресурсах Белгородской области предполагает выполнение следующих мероприятий:
1. Разработка динамических моделей прогнозирования потребности в трудовых ресурсах Белгородской области.
Разработка динамических моделей будет осуществляться в соответствии с методологией прогнозирования потребности в трудовых ресурсах субъекта Российской Федерации, разработанной на федеральном уровне в рамках проекта "Разработка стратегии и формирование методологии модернизации профессионального образования в целях реализации стратегий социально-экономического развития субъектов Российской Федерации".