ПРАВИТЕЛЬСТВО БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 08 октября 2007 года N 231-пп

О ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2008-2012 ГОДЫ

{ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ:
Постановление правительства Белгородской области от 25.08.2008 года N 200-пп; НГР:ru31000200800273;
Постановление правительства Белгородской области от 27.06.2011 года N 238-пп; НГР:ru31000201100301;
Постановление правительства Белгородской области от 07.11.2011 года N 402-пп; НГР:ru31000201100564}

В целях реализации Федерального закона "О развитии сельского хозяйства", в соответствии с Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы правительство области постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Программу развития сельского хозяйства Белгородской области на 2008-2012 годы (далее - Программа).

2. Департаменту агропромышленного комплекса области (Алейник С.Н.) совместно с департаментом финансов и бюджетной политики области (Боровик В.Ф.) представить в правительство области в установленном порядке проекты нормативных правовых актов об установлении порядка и условий предоставления за счет средств областного бюджета субсидий на поддержку сельскохозяйственного производства, предусмотренных в Программе.

3. Установить, что в ходе реализации Программы департаментом финансов и бюджетной политики области по предложению департамента агропромышленного комплекса области, согласованному при необходимости в установленном порядке с департаментом экономического развития области, в соответствии с бюджетным законодательством области осуществляется перераспределение объемов финансирования между мероприятиями Программы без уменьшения общего объема ее финансирования.

4. Департаменту агропромышленного комплекса области (Алейник С.Н.) до 1 марта 2008 года заключить в установленном порядке с органами местного самоуправления муниципальных районов соглашение о реализации мероприятий Программы.

5. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов принять программы развития сельского хозяйства, разработанные с учетом положений Программы.

6. Контроль за исполнением постановления возложить на департамент агропромышленного комплекса области (Алейник С.Н.).

Информацию об исполнении постановления представлять к 15 апреля ежегодно до 2013 года.

Губернатор Белгородской области Е. Савченко

УТВЕРЖДЕНА
постановлением правительства
Белгородской области
от 8 октября 2007 г. N 231-пп

{ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ:
Постановление правительства Белгородской области от 25.08.2008 года N 200-пп; НГР:ru31000200800273;
Постановление правительства Белгородской области от 27.06.2011 года N 238-пп; НГР:ru31000201100301;
Постановление правительства Белгородской области от 07.11.2011 года N 402-пп; НГР:ru31000201100564}

ПРОГРАММА развития сельского хозяйства Белгородской области на 2008-2012 годы

Паспорт Программы развития сельского хозяйства Белгородской области на 2008-2012 годы


Наименование
 Программы

Программа развития сельского хозяйства Белгородской области на 2008-2012 годы (далее - Программа)

Основание для
 разработки Программы

Федеральный закон от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" и Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы

Государственный
 заказчик Программы

правительство Белгородской области

Основные разработчики и исполнители Программы

департамент агропромышленного комплекса Белгородской области

Цели Программы

устойчивое развитие сельских территорий;

 повышение занятости и уровня жизни сельского населения;

 повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции, произведенной в области, на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства, а также на основе ускоренного развития животноводства;

 сохранение и воспроизводство используемых в сельскохозяйственном производстве земельных и других природных ресурсов

Задачи Программы

- создание предпосылок для устойчивого развития сельских территорий;

 - улучшение общих условий функционирования сельского хозяйства;

 - обеспечение ускоренного развития животноводства;

 - повышение финансовой устойчивости сельского хозяйства

Сроки реализации
 Программы

2008-2012 годы

Объемы и источники
 финансирования

Объем финансирования Программы в 2008-2012 годах за счет средств областного бюджета - 8533,1
 (2008 г. - 1373,8 млн. рублей
 2009 г. - 1625,8 млн. рублей
 2010 г. - 1778,8 млн. рублей
 2011 г. - 1864,2 млн. рублей
 2012 г. - 1890,5 млн. рублей)
 За счет средств федерального бюджета - 29369,4 млн. рублей.
 (2008 г. - 4845,8 млн. рублей
 2009 г. - 6004,7 млн. рублей
 2010 г. - 6156,9 млн. рублей
 2011 г. - 6217,5 млн. рублей
 2012 г. - 6144,5 млн. рублей)
 За счет средств внебюджетных источников предусматривается привлечь в 2008-2012 годах - 6594 млн. рублей.
 Источники и объемы финансирования Программы при формировании бюджета на очередной финансовый год подлежат уточнению с учетом прогнозируемых объемов финансовых ресурсов.

Ожидаемые результаты реализации Программы

Улучшение жилищных условий в сельской местности (увеличение ввода и приобретения жилья на 41 процент по отношению к 2006 году);

 Увеличение производства в 2012 году по отношению к 2006 году мяса на - 166,5 процента (в 2,6 раза)
 в т.ч. свинины на - 355,7 процента (в 4,5 раза)
 мяса птицы на - 134,8 процента (в 2,3 раза)
 молока на - 35,8 процента
 Привлечение инвестиций в развитие сельского хозяйства за 2008-2012 годы в размере 58,4 млрд. рублей.

Управление реализацией Программы и контроль за ходом ее выполнения

реализация Программы координируется департаментом агропромышленного комплекса Белгородской области. Департамент агропромышленного комплекса области ежегодно представляет доклад правительству области о ходе реализации Программы

I. Постановка проблемы и необходимость разработки программных мероприятий


Программа развития сельского хозяйства Белгородской области на 2008-2012 годы (далее - Программа) разработана в соответствии с Федеральным законом "О развитии сельского хозяйства" и Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы.

Программа определяет цели, задачи и основные направления развития сельского хозяйства области, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусматриваемых мероприятий, показатели их результативности.

Сельское хозяйство играет важную роль в экономике и социальной жизни области. Здесь занято более 123,3 тыс. человек (18,2 процента от численности занятых в экономике области).

Экономический рост в сельском хозяйстве продолжается последние семь лет. С 2000 по 2006 год объем производства продукции сельского хозяйства увеличился на 46,4 процента. Благодаря реализации областных целевых программ по развитию животноводства и приоритетного национального проекта "Развитие АПК", в области уже превышен уровень 1990 года по производству свинины, мяса птицы, яйца. По производству зерна, сахарной свеклы и молока его предстоит достигнуть.

Необходимо также поднять уровень социальной и инженерной инфраструктуры села и доходы сельского населения, которые сегодня ниже среднеобластного уровня. Основными причинами относительно медленного развития отрасли сельского хозяйства являются:

- низкие темпы структурно-технологической модернизации отрасли, обновления основных производственных фондов и воспроизводства природно-экономического потенциала;

- неблагоприятные общие условия функционирования сельского хозяйства, прежде всего неудовлетворительный уровень развития рыночной инфраструктуры, затрудняющий доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынкам финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, готовой продукции;

- финансовая неустойчивость отрасли, обусловленная нестабильностью рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, накопленной декапитализацией, недостаточным притоком частных инвестиций на развитие отрасли, слабым развитием страхования при производстве сельскохозяйственной продукции;

- дефицит квалифицированных кадров, вызванный низким уровнем и качеством жизни в сельской местности.

С целью решения этих и других актуальных проблем разработана настоящая Программа.

II. Цели Программы и прогноз развития сельского хозяйства на 2008-2012 годы


Целями Программы на 5-летний период являются:

- устойчивое развитие сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения;

- повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции, производимой в области на основе модернизации сельского хозяйства и ускоренного развития животноводства;

- сохранение и воспроизводство используемых в сельскохозяйственном производстве земельных и других природных ресурсов.

Для достижения этих целей необходимо решение основных задач в рамках следующих направлений:

- создание предпосылок для устойчивого развития сельских территорий и обеспечение к 2012 году улучшения жилищных условий в сельской местности (увеличение ввода и приобретения жилья на 41 процент по отношению к 2006 году);

- улучшение общих условий функционирования сельского хозяйства путем сокращения и поддержания почвенного плодородия, создания информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства;

- обеспечение ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства, прежде всего животноводства, на основе доведения удельного веса племенного скота в общем объеме поголовья сельскохозяйственных животных до 13 процентов, а также на основе доведения удельного веса площади, засеваемой элитными семенами, в общей площади посева до 15 процентов (научно обоснованная норма);

- повышение финансовой устойчивости сельского хозяйства за счет мер по расширению доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей к кредитным ресурсам на льготных условиях и повышению удельного веса застрахованных площадей посевов в общей площади до 40 процентов;

В результате реализации Программы базовые показатели социально-экономического развития сельского хозяйства должны существенно улучшиться. Их динамика приведена в приложении N 1.

Условия достижения прогнозных показателей развития сельского хозяйства в 2008-2012 годах и оценка негативных факторов и социально-экономических проблем характеризуются следующими тенденциями.

Производство продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств к 2012 году (в сопоставимой оценке) должно вырасти по отношению к 2006 году на 89 процентов.

Среднегодовой рост объема продукции сельского хозяйства за 5-летний период должен составить около 12 процентов.

Рост продукции сельского хозяйства в большей степени будет обеспечен за счет роста объемов производства в животноводстве на основе создания принципиально новой технологической базы, использования современного технологического оборудования для модернизации животноводческих ферм, а также за счет наращивания генетического потенциала продуктивности животноводства и ускоренного создания соответствующей кормовой базы.

Положительное влияние на рост объемов производства продукции сельского хозяйства окажет увеличение инвестиций. В 2008-2012 годах в развитие сельского хозяйства будет привлечено 58,4 млрд. рублей инвестиций.

Среднедушевое потребление мяса и мясопродуктов в пересчете на мясо увеличится с 72 килограммов в 2005 году до 140 килограммов в 2012 году, молока и молокопродуктов в пересчете на молоко соответственно с 226 до 270 килограммов.

Доходы работников сельскохозяйственных организаций к 2012 году должны повыситься относительно 2006 года в 2,7 раза и составят 15,7 тыс. рублей в месяц на одного работающего.

Основными условиями достижения прогнозируемых темпов роста социально-экономического развития сельского хозяйства на 2008 год и на период до 2012 года являются:

- развитие направлений, определенных приоритетным национальным проектом "Развитие АПК", связанных с выделением средств на их реализацию, предусмотренных Программой;

- развитие кормовой базы на основе производства культур, обеспечивающих кормопроизводство белком, которая позволит существенно уменьшить зависимость наращивания производства продукции животноводства и птицеводства от импортных закупок белковых компонентов;

- ускоренный переход к использованию новых высокопроизводительных и ресурсосберегающих технологий;

- улучшение финансового положения сельскохозяйственных товаропроизводителей и их материально-технической базы;

- повышение платежеспособности сельскохозяйственных товаропроизводителей;

- повышение производительности труда на основе стимулирования использования современных технологий, совершенствование организации производства, а также организации труда и управления;

- создание условий сельскохозяйственным и другим товаропроизводителям агропромышленного комплекса для инвестирования в модернизацию и техническое перевооружение производства.

Вместе с тем наращиванию прогнозируемых темпов роста социально-экономического развития сельского хозяйства на 2008 год и до 2012 года могут помешать риски, сложившиеся под воздействием негативных факторов и имеющихся в аграрном секторе социально-экономических проблем.

К основным рискам относятся следующие:

- макроэкономические риски, обусловленные ухудшением внутренней и внешней конъюктуры мировых цен на отдельные товары российского экспорта и снижением возможности достижения целей по развитию агропромышленного комплекса, снижением темпов роста экономики и уровня инвестиционной активности и кризисом банковской системы, которые не позволят интенсифицировать развитие агропромышленного комплекса и усилят зависимость развития отрасли от государственных инвестиций. В результате негативных макроэкономических процессов может снизиться спрос на продукцию агропромышленного комплекса, а также могут сократиться реальные доходы сельского населения;

- природно-климатические риски, обусловленные тем, что сельское хозяйство относится к отраслям, в значительной степени зависящим от погодно-климатических условий, а также тем, что колебания погодных условий оказывают серьезное влияние на урожайность сельскохозяйственных культур, объемы их производства и на обеспеченность животноводства кормовыми ресурсами, которые могут существенно повлиять на степень достижения прогнозируемых показателей. Зависимость функционирования отрасли от природно-климатичексих условий снижает ее инвестиционную привлекательность;

- социальные риски, обусловленные возможностью консервации или усиления социальной непривлекательности сельской местности и увеличение разрыва между уровнями жизни в городе и на селе, которые создадут серьезную угрозу демографического кризиса в сельской местности и спровоцируют нехватку трудоспособного населения, а также поставят под угрозу срыва реализацию программ развития аграрного сектора;

- международные торгово-политические риски, обусловленные успешным функционированием аграрного сектора в увязке с ситуацией на международных рынках и деятельностью экспортеров и импортеров сельскохозяйственной продукции на внутреннем рынке, изменением конъюктуры международной торговли сельскохозяйственной продукцией (это может сказаться на результатах сельскохозяйственной деятельности), существенным возрастанием конкуренции в результате вступления России во Всемирную торговую организацию и усилением ограничения по принятию различных мер аграрной политики, в том числе по внутренней поддержке сельского хозяйства, тарифному квотированию и уровню таможенных пошлин;

- законодательные риски, выражающиеся в недостаточном совершенстве законодательной базы по регулированию сельскохозяйственной деятельности и сложности реализации оформления прав собственности на землю. При этом сложности юридического оформления права собственности на земельные участки ограничивают возможность сельскохозяйственным организациям использовать землю в качестве предмета залога и не позволяют сельскохозяйственным товаропроизводителям привлекать финансовые ресурсы на реальных рыночных условиях.

III. Устойчивое развитие сельских территорий


Ожидаемые результаты реализации Программы:

- улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности (увеличение ввода и приобретение жилья на 41 процент по отношению к 2006 году);

- повышение обеспеченности сельского населения питьевой водой, т.к. качество питьевой воды из-за повышенного содержания в ней железа нельзя считать удовлетворительным, а также дальнейшее расширение сетей водоснабжения сельских территорий;

- довести уровень газификации сельских населенных пунктов и домов природным газом до 99 процентов.

Основные цели:

- развитие социальной сферы и инженерной инфраструктуры сельских территорий;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»