ПРАВИТЕЛЬСТВО БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 08 октября 2007 года N 231-пп
О ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2008-2012 ГОДЫ
{ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ:
Постановление правительства Белгородской области от 25.08.2008 года N 200-пп; НГР:ru31000200800273;
Постановление правительства Белгородской области от 27.06.2011 года N 238-пп; НГР:ru31000201100301;
Постановление правительства Белгородской области от 07.11.2011 года N 402-пп; НГР:ru31000201100564}
В целях реализации Федерального закона "О развитии сельского хозяйства", в соответствии с Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы правительство области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Программу развития сельского хозяйства Белгородской области на 2008-2012 годы (далее - Программа).
2. Департаменту агропромышленного комплекса области (Алейник С.Н.) совместно с департаментом финансов и бюджетной политики области (Боровик В.Ф.) представить в правительство области в установленном порядке проекты нормативных правовых актов об установлении порядка и условий предоставления за счет средств областного бюджета субсидий на поддержку сельскохозяйственного производства, предусмотренных в Программе.
3. Установить, что в ходе реализации Программы департаментом финансов и бюджетной политики области по предложению департамента агропромышленного комплекса области, согласованному при необходимости в установленном порядке с департаментом экономического развития области, в соответствии с бюджетным законодательством области осуществляется перераспределение объемов финансирования между мероприятиями Программы без уменьшения общего объема ее финансирования.
4. Департаменту агропромышленного комплекса области (Алейник С.Н.) до 1 марта 2008 года заключить в установленном порядке с органами местного самоуправления муниципальных районов соглашение о реализации мероприятий Программы.
5. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов принять программы развития сельского хозяйства, разработанные с учетом положений Программы.
6. Контроль за исполнением постановления возложить на департамент агропромышленного комплекса области (Алейник С.Н.).
Информацию об исполнении постановления представлять к 15 апреля ежегодно до 2013 года.
Губернатор Белгородской области Е. Савченко
{ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ:
Постановление правительства Белгородской области от 25.08.2008 года N 200-пп; НГР:ru31000200800273;
Постановление правительства Белгородской области от 27.06.2011 года N 238-пп; НГР:ru31000201100301;
Постановление правительства Белгородской области от 07.11.2011 года N 402-пп; НГР:ru31000201100564}
Наименование | Программа развития сельского хозяйства Белгородской области на 2008-2012 годы (далее - Программа) |
Основание для | Федеральный закон от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" и Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы |
Государственный | правительство Белгородской области |
Основные разработчики и исполнители Программы | департамент агропромышленного комплекса Белгородской области |
Цели Программы | устойчивое развитие сельских территорий; |
Задачи Программы | - создание предпосылок для устойчивого развития сельских территорий; |
Сроки реализации | 2008-2012 годы |
Объемы и источники | Объем финансирования Программы в 2008-2012 годах за счет средств областного бюджета - 8533,1 |
Ожидаемые результаты реализации Программы | Улучшение жилищных условий в сельской местности (увеличение ввода и приобретения жилья на 41 процент по отношению к 2006 году); |
Управление реализацией Программы и контроль за ходом ее выполнения | реализация Программы координируется департаментом агропромышленного комплекса Белгородской области. Департамент агропромышленного комплекса области ежегодно представляет доклад правительству области о ходе реализации Программы |
Программа развития сельского хозяйства Белгородской области на 2008-2012 годы (далее - Программа) разработана в соответствии с Федеральным законом "О развитии сельского хозяйства" и Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы.
Программа определяет цели, задачи и основные направления развития сельского хозяйства области, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусматриваемых мероприятий, показатели их результативности.
Сельское хозяйство играет важную роль в экономике и социальной жизни области. Здесь занято более 123,3 тыс. человек (18,2 процента от численности занятых в экономике области).
Экономический рост в сельском хозяйстве продолжается последние семь лет. С 2000 по 2006 год объем производства продукции сельского хозяйства увеличился на 46,4 процента. Благодаря реализации областных целевых программ по развитию животноводства и приоритетного национального проекта "Развитие АПК", в области уже превышен уровень 1990 года по производству свинины, мяса птицы, яйца. По производству зерна, сахарной свеклы и молока его предстоит достигнуть.
Необходимо также поднять уровень социальной и инженерной инфраструктуры села и доходы сельского населения, которые сегодня ниже среднеобластного уровня. Основными причинами относительно медленного развития отрасли сельского хозяйства являются:
- низкие темпы структурно-технологической модернизации отрасли, обновления основных производственных фондов и воспроизводства природно-экономического потенциала;
- неблагоприятные общие условия функционирования сельского хозяйства, прежде всего неудовлетворительный уровень развития рыночной инфраструктуры, затрудняющий доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынкам финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, готовой продукции;
- финансовая неустойчивость отрасли, обусловленная нестабильностью рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, накопленной декапитализацией, недостаточным притоком частных инвестиций на развитие отрасли, слабым развитием страхования при производстве сельскохозяйственной продукции;
- дефицит квалифицированных кадров, вызванный низким уровнем и качеством жизни в сельской местности.
С целью решения этих и других актуальных проблем разработана настоящая Программа.
Целями Программы на 5-летний период являются:
- устойчивое развитие сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения;
- повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции, производимой в области на основе модернизации сельского хозяйства и ускоренного развития животноводства;
- сохранение и воспроизводство используемых в сельскохозяйственном производстве земельных и других природных ресурсов.
Для достижения этих целей необходимо решение основных задач в рамках следующих направлений:
- создание предпосылок для устойчивого развития сельских территорий и обеспечение к 2012 году улучшения жилищных условий в сельской местности (увеличение ввода и приобретения жилья на 41 процент по отношению к 2006 году);
- улучшение общих условий функционирования сельского хозяйства путем сокращения и поддержания почвенного плодородия, создания информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства;
- обеспечение ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства, прежде всего животноводства, на основе доведения удельного веса племенного скота в общем объеме поголовья сельскохозяйственных животных до 13 процентов, а также на основе доведения удельного веса площади, засеваемой элитными семенами, в общей площади посева до 15 процентов (научно обоснованная норма);
- повышение финансовой устойчивости сельского хозяйства за счет мер по расширению доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей к кредитным ресурсам на льготных условиях и повышению удельного веса застрахованных площадей посевов в общей площади до 40 процентов;
В результате реализации Программы базовые показатели социально-экономического развития сельского хозяйства должны существенно улучшиться. Их динамика приведена в приложении N 1.
Условия достижения прогнозных показателей развития сельского хозяйства в 2008-2012 годах и оценка негативных факторов и социально-экономических проблем характеризуются следующими тенденциями.
Производство продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств к 2012 году (в сопоставимой оценке) должно вырасти по отношению к 2006 году на 89 процентов.
Среднегодовой рост объема продукции сельского хозяйства за 5-летний период должен составить около 12 процентов.
Рост продукции сельского хозяйства в большей степени будет обеспечен за счет роста объемов производства в животноводстве на основе создания принципиально новой технологической базы, использования современного технологического оборудования для модернизации животноводческих ферм, а также за счет наращивания генетического потенциала продуктивности животноводства и ускоренного создания соответствующей кормовой базы.
Положительное влияние на рост объемов производства продукции сельского хозяйства окажет увеличение инвестиций. В 2008-2012 годах в развитие сельского хозяйства будет привлечено 58,4 млрд. рублей инвестиций.
Среднедушевое потребление мяса и мясопродуктов в пересчете на мясо увеличится с 72 килограммов в 2005 году до 140 килограммов в 2012 году, молока и молокопродуктов в пересчете на молоко соответственно с 226 до 270 килограммов.
Доходы работников сельскохозяйственных организаций к 2012 году должны повыситься относительно 2006 года в 2,7 раза и составят 15,7 тыс. рублей в месяц на одного работающего.
Основными условиями достижения прогнозируемых темпов роста социально-экономического развития сельского хозяйства на 2008 год и на период до 2012 года являются:
- развитие направлений, определенных приоритетным национальным проектом "Развитие АПК", связанных с выделением средств на их реализацию, предусмотренных Программой;
- развитие кормовой базы на основе производства культур, обеспечивающих кормопроизводство белком, которая позволит существенно уменьшить зависимость наращивания производства продукции животноводства и птицеводства от импортных закупок белковых компонентов;
- ускоренный переход к использованию новых высокопроизводительных и ресурсосберегающих технологий;
- улучшение финансового положения сельскохозяйственных товаропроизводителей и их материально-технической базы;
- повышение платежеспособности сельскохозяйственных товаропроизводителей;
- повышение производительности труда на основе стимулирования использования современных технологий, совершенствование организации производства, а также организации труда и управления;
- создание условий сельскохозяйственным и другим товаропроизводителям агропромышленного комплекса для инвестирования в модернизацию и техническое перевооружение производства.
Вместе с тем наращиванию прогнозируемых темпов роста социально-экономического развития сельского хозяйства на 2008 год и до 2012 года могут помешать риски, сложившиеся под воздействием негативных факторов и имеющихся в аграрном секторе социально-экономических проблем.
К основным рискам относятся следующие:
- макроэкономические риски, обусловленные ухудшением внутренней и внешней конъюктуры мировых цен на отдельные товары российского экспорта и снижением возможности достижения целей по развитию агропромышленного комплекса, снижением темпов роста экономики и уровня инвестиционной активности и кризисом банковской системы, которые не позволят интенсифицировать развитие агропромышленного комплекса и усилят зависимость развития отрасли от государственных инвестиций. В результате негативных макроэкономических процессов может снизиться спрос на продукцию агропромышленного комплекса, а также могут сократиться реальные доходы сельского населения;
- природно-климатические риски, обусловленные тем, что сельское хозяйство относится к отраслям, в значительной степени зависящим от погодно-климатических условий, а также тем, что колебания погодных условий оказывают серьезное влияние на урожайность сельскохозяйственных культур, объемы их производства и на обеспеченность животноводства кормовыми ресурсами, которые могут существенно повлиять на степень достижения прогнозируемых показателей. Зависимость функционирования отрасли от природно-климатичексих условий снижает ее инвестиционную привлекательность;
- социальные риски, обусловленные возможностью консервации или усиления социальной непривлекательности сельской местности и увеличение разрыва между уровнями жизни в городе и на селе, которые создадут серьезную угрозу демографического кризиса в сельской местности и спровоцируют нехватку трудоспособного населения, а также поставят под угрозу срыва реализацию программ развития аграрного сектора;
- международные торгово-политические риски, обусловленные успешным функционированием аграрного сектора в увязке с ситуацией на международных рынках и деятельностью экспортеров и импортеров сельскохозяйственной продукции на внутреннем рынке, изменением конъюктуры международной торговли сельскохозяйственной продукцией (это может сказаться на результатах сельскохозяйственной деятельности), существенным возрастанием конкуренции в результате вступления России во Всемирную торговую организацию и усилением ограничения по принятию различных мер аграрной политики, в том числе по внутренней поддержке сельского хозяйства, тарифному квотированию и уровню таможенных пошлин;
- законодательные риски, выражающиеся в недостаточном совершенстве законодательной базы по регулированию сельскохозяйственной деятельности и сложности реализации оформления прав собственности на землю. При этом сложности юридического оформления права собственности на земельные участки ограничивают возможность сельскохозяйственным организациям использовать землю в качестве предмета залога и не позволяют сельскохозяйственным товаропроизводителям привлекать финансовые ресурсы на реальных рыночных условиях.
Ожидаемые результаты реализации Программы:
- улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности (увеличение ввода и приобретение жилья на 41 процент по отношению к 2006 году);
- повышение обеспеченности сельского населения питьевой водой, т.к. качество питьевой воды из-за повышенного содержания в ней железа нельзя считать удовлетворительным, а также дальнейшее расширение сетей водоснабжения сельских территорий;
- довести уровень газификации сельских населенных пунктов и домов природным газом до 99 процентов.
Основные цели:
- развитие социальной сферы и инженерной инфраструктуры сельских территорий;