ПРАВИТЕЛЬСТВО БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 декабря 2004 года N 194-пп
ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "КОМПЛЕКСНЫЕ МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЮ НАРКОТИКАМИ И ИХ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ НА 2005-2007 ГОДЫ"
{ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ:
Постановление правительства Белгородской области от 09.07.2007 года N 156-пп, НГР: ru31000200700207}
Во исполнение распоряжения губернатора области от 10 февраля 2004 года N 80-р "О разработке проекта областной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2007 годы" и в целях развития межведомственного взаимодействия в организации противодействия незаконному обороту наркотических средств на территории Белгородской области, профилактики их потребления, лечения и реабилитации больных наркоманией правительство Белгородской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2007 годы" (далее - Программа).
2. Утвердить руководителем Программы заместителя руководителя секретариата Совета безопасности области Корчиго Т.П.
3. Возложить на координационную антинаркотическую комиссию при губернаторе области (Пучков В.В.) координацию деятельности государственных органов области, территориальных федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления городов и районов области по реализации программных мероприятий.
4. Управлениям образования и науки (Тимофеев С.П.), здравоохранения (Стукалов А.Ф.), по делам молодежи (Беспаленко П.Н.), социальной защиты населения (Гетманский В.З.), физической культуры и спорта (Шевригин В.К.), культуры (Кулабухов А.В.) области совместно с управлением Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Белгородской области (Борисовский В.И.), управлением внутренних дел области (Гончаров Н.В.) и заинтересованными территориальными федеральными органами исполнительной власти:
- обеспечить выполнение намеченных мероприятий Программы в полном объеме и в установленные сроки;
- представлять по запросам координационной антинаркотической комиссии при губернаторе области аналитическую и оперативную информацию о реализации программных мероприятий и их финансовом обеспечении.
5. Департаменту финансов и бюджетной политики области (Боровик В.Ф.) производить финансирование Программы в пределах ассигнований, утвержденных по соответствующим отраслям в областном бюджете на 2005-2007 годы.
6. Установить, что в ходе реализации Программы отдельные мероприятия могут уточняться, а объемы финансирования в 2005-2007 годах подлежат корректировке с учетом утвержденных расходов областного бюджета.
7. Рекомендовать главам местного самоуправления городов и районов области организовать разработку и утвердить аналогичные муниципальные комплексные целевые программы по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2007 годы с соответствующим финансовым обеспечением.
8. Секретариату Совета безопасности области (Щербаков В.В.) в десятидневный срок подготовить методические рекомендации по разработке муниципальных комплексных антинаркотических программ.
9. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя губернатора области - секретаря Совета безопасности области Пучкова В.В.
О ходе исполнения постановления информировать к 1 марта 2006, 2007, 2008 годов.
Губернатор Белгородской области
Е. Савченко
постановлением правительства
Белгородской области
от 14 декабря 2004 года N 194-пп
Областная целевая программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2007 годы"
Наименование Программы | - областная целевая программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2007 годы" |
Наименование, дата, номер решения о разработке Программы | - распоряжение губернатора области от 10 февраля 2004 года N 80-р "О разработке проекта областной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2007 годы" |
Государственный заказчик | - секретариат Совета безопасности области |
Основной разработчик Программы | - координационная антинаркотическая комиссия при губернаторе области |
Цель Программы | - создание условий для приостановления роста злоупотребления наркотиками и их незаконного оборота, поэтапного сокращения распространения наркотиков и связанных с ними преступности и правонарушений до уровня минимальной опасности для общества |
Задачи Программы | - совершенствование нормативно-правовой базы организации профилактики наркомании; |
Сроки реализации Программы | - начало: 1 января 2005 года |
Основные мероприятия Программы | 1. Организационные и правовые меры. |
Основные исполнители Программы | - секретариат Совета безопасности области; |
Объем и источники финансирования Программы | всего в 2005-2007 годах 19,5248 млн. рублей, в том числе: |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | - создание системы социального управления процессом профилактики наркомании и противодействия незаконному обороту наркотиков в Белгородской области; |
Система организации контроля за исполнением Программы | контроль за исполнением Программы возлагается на секретариат Совета безопасности области, департамент финансов и бюджетной политики области. |
Областная целевая программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2003-2004 годы" заложила основы развития системы межведомственного взаимодействия и научно-обоснованных подходов к организации профилактики наркомании на современном уровне, а также позволила приступить к осуществлению мероприятий, направленных на разработку нормативно-правового, информационно-методического обеспечения антинаркотической
деятельности, укрепление и развитие базы учреждений, занимающихся выявлением и лечением больных наркоманией, а также сформировать новые направления в работе отраслевых государственных органов исполнительной власти по организации профилактики наркомании среди населения Белгородской области, создать сеть координационных антинаркотических комиссий, укрепить их статус как на областном, так и местном уровнях.
Однако, несмотря на позитивные результаты реализации Программы, проблема вовлечения населения области, особенно подростков и молодежи, в среду наркозависимых остается злободневной, о чем свидетельствуют следующие факты:
- удельный вес нелегально ввозимых в область наркотиков в общем объеме незаконного оборота за последние три года увеличился в три раза, основными видами поступающих наркотических средств по-прежнему являются марихуана и маковая соломка;
- в первом полугодии 2004 года количество преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, в Белгородской области увеличилось на 28,7процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составило в абсолютных цифрах 700 преступлений (из них 296 преступлений выявлено сотрудниками управления внутренних дел области, 397 - сотрудниками управления Федеральной службы России по контролю за оборотом наркотиков по Белгородской области) из указанного общего количества преступлений 238 (34,0 процента) - связаны со сбытом наркотических средств и психотропных веществ. Эти показатели подтверждают тот факт, что спрос на наркотики на территории области по-прежнему остается высоким;
- за 6 месяцев 2004 года в Белгородской области службами и подразделениями правоохранительных органов изъято 76,659 кг наркотиков, что более чем в 3 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года;
- растет число потребителей наркотиков, состоящих на диспансерном учете с диагнозом "наркомания": на 1 июля 2004 года их число составило 500 человек, кроме этого на профнаблюдении находится 1362 потребителя наркотических средств без проявления зависимости. По мнению экспертов, реальная численность потребителей наркотиков в области превышает этот показатель в 8-10 раз;
- отмечается рост числа подростков, злоупотребляющих наркотиками, за последние три года их число выросло на 16 процентов. Особую тревогу вызывает рост потребителей наркотиков среди несовершеннолетних в возрасте 15-17 лет. Отмечается не менее опасная тенденция - рост доли девочек в общем количестве данной категории подростков, если в 2000 году их доля составляла 5,2 процента, то в 2003 году - 12,7 процента.
По данным социологического исследования, проведенного в Белгородской области, периодически употребляют наркотики от 20 процентов до 30 процентов молодежи. Обращает на себя внимание низкий уровень информированности населения области о профилактике наркозависимости и отсутствие реабилитационной помощи больным наркоманией. При этом в молодежной среде формируется лояльное отношение к наркотикам, реальный образ наркомана искажен, а зачастую становится престижным. Употребление так называемых "легких наркотиков", типа марихуаны, стало социальной приемлемой нормой поведения.
Ход реализации в Белгородской области предыдущих антинаркотической программы показал, что целевая программа является эффективным инструментом комплексного решения проблем организации противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на областном уровне, но растягивать ее реализацию на длительный срок нецелесообразно вследствие интенсивности развития наркоситуации, а также необходимости совершенствования форм и методов противодействия распространению наркомании, борьбы с незаконным оборотом наркотиков. В связи с этим предлагаемая к рассмотрению Программа рассчитана на трехгодичный период с возможной пролонгацией или разработкой новой программы.
Программа предусматривает осуществление комплекса мероприятий, направленных на обеспечение системного подхода к осуществлению противодействия распространению наркомании, развития межведомственного взаимодействия, борьбы с незаконным оборотом наркотиков, совершенствования форм и методов профилактики наркомании, активизации антинаркотической пропаганды и антинаркотического просвещения, повышения эффективности деятельности наркологической службы области.
В Программу включены нереализованные мероприятия предыдущей программы, учтены ресурсные ограничения.
Выполнение мероприятий Программы требует концентрации усилий государственных органов исполнительной власти как на областном, так и местном уровнях, привлечения к участию в ее реализации общественных и религиозных организаций и объединений.
В Программу включены положения принципиального характера, требующие межведомственного подхода на областном уровне. Предполагается, что мероприятия ведомственного и местного уровней будут включены в соответствующие ведомственные программы (планы) и муниципальные целевые комплексные антинаркотические программы с соответствующим ресурсным обеспечением.
Основной целью Программы является создание условий для приостановления роста злоупотребления наркотиками и их незаконного оборота, поэтапного сокращения распространения наркомании и связанных с ней преступности и правонарушений до уровня минимальной опасности для общества.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие основные задачи:
совершенствование нормативно-правовой базы организации профилактики наркомании на территории области;
формирование системы социального управления процессом профилактики наркомании, создание структурно-функциональной модели управленческих блоков;
дальнейшее развитие и укрепление системы межведомственного взаимодействия в организации профилактики наркомании и токсикомании в области, а также предупреждение правонарушений и преступлений, связанных с наркотиками и их незаконным оборотом;
уничтожение собственной сырьевой базы для производства наркотиков растительного происхождения;
совершенствование антинаркотической пропаганды и антинаркотического просвещения;
создание системы мониторинга наркоситуации и оценки эффективности проводимой профилактической антинаркотической работы;
продолжение научно-исследовательской деятельности по проблемам оценки уровня организации профилактики наркомании среди различных групп населения области;
совершенствование системы выявления, лечения и реабилитации лиц, употребляющих наркотики без назначения врача;
укрепление материально-технической базы органов и учреждений, занимающихся вопросами противодействия распространению наркомании;
создание системы подготовки и повышения квалификации специалистов в области профилактики наркомании;
развитие взаимодействия и сотрудничества государственных органов и общественных и религиозных организаций в сфере организации профилактики наркомании и реабилитации больных наркоманией;
совершенствование межведомственного взаимодействия и расширение международного сотрудничества в области противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту.
Мероприятия по реализации Программы систематизированы по приоритетным направлениям в сфере противодействия распространению наркомании и незаконному обороту наркотиков:
организационные и правовые меры противодействия немедицинскому употреблению наркотиков и их незаконному обороту;
осуществление общей профилактики наркомании;
выявление, лечение и реабилитация лиц, допускающих немедицинское потребление наркотиков;
разработка научно-методических основ противодействия распространению наркомании и экспериментальная работа;
информационно-методическое обеспечение профилактической антинаркотической деятельности;
обеспечение контроля за легальным оборотом наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ;
пресечение незаконного оборота наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ;
организация подготовки и повышения квалификации специалистов, занимающихся вопросами профилактики наркомании, выявлением и лечением больных наркоманией, работающих в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков;
государственная поддержка создания и укрепления материально-технической базы учреждений системы противодействия распространению наркомании.
Механизм реализации Программы определяется ее региональным статусом и межведомственным характером содержания системы программных мероприятий.
Координацию деятельности но реализации Программы осуществляет координационная антинаркотическая комиссия при губернаторе области.
Ответственными исполнителями мероприятий Программы являются секретариат Совета безопасности области, управления образования и науки, здравоохранения, по делам молодежи, социальной защиты населения, культуры, физической культуры и спорта области, информационно-аналитическое управление аппарата губернатора области, управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотикой по Белгородской области, управление внутренних дел области, департамент федеральной государственной службы занятости населения по Белгородской области, ФГУП "Государственная телерадиовещательная компания "Белгород", областное государственное унитарное предприятие "Белгородфармация", управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Белгородской области,