В настоящее время для России необходимым и наиболее перспективным является инновационный путь развития. Этот взгляд на стратегию развития страны представлен в Основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу.
В развитых странах мира особое значение придается поддержке национальных инновационных систем, связывающих науку, образование и бизнес и во многом определяющих конкурентоспособность страны на мировом рынке. Сегодня в России усилено внимание к инновациям как инструменту более полного использования научно-технического потенциала ученых, коммерциализации научных разработок, реализации стратегии "экономики знаний".
Без квалифицированных молодых инженерных кадров невозможно создавать наукоемкие, высокоэффективные, конкурентоспособные технические системы, невозможно перейти к экономике, основанной на знаниях и высоких технологиях.
Конкурентоспособность продукции обусловливается технико-экономическими показателями, новизной, качеством, эффективностью и надежностью. Поэтому, в первую очередь, конкурентоспособность зависит от уровня подготовки инженерных работников, их ответственности, заинтересованности в результатах.
Сегодня существует ряд проблем, связанных с подготовкой инженеров (прежде всего - для высокотехнологичных отраслей промышленности) и требующих особого внимания.
В первую очередь, это вопрос качества инженерного образования, точнее, качества подготовки специалистов в учреждениях высшего профессионального образования, реализующих инженерные специальности.
Изменения экономических условий и реалий жизни ставят перед высшей технической школой ряд новых задач по совершенствованию инженерного образования.
Нельзя отрицать, что существуют такие проблемы, как недостаточное знание иностранных языков выпускниками учреждений высшего профессионального образования, реализующих инженерные специальности, недостаточное использование в программах обучения информационных технологий и особенно недостатки экономической, менеджерской подготовки. В этой связи очень важно пересмотреть соответствующие учебные программы и курсы, чтобы каждый выпускник учреждения высшего профессионального образования, реализующего инженерные специальности, владел навыками управления и менеджмента.
В Белгородской области подготовку инженерных кадров осуществляют:
Белгородский государственный технологический университет им. В.Г.Шухова - ежегодный выпуск специалистов, имеющих инженерную квалификацию, составляет 861 человек, из них:
инженеры-механики- 189 человек; .. инженеры-строители - 173 человека;
инженеры-технологи - 134 человека;
инженеры-технологи - строители - 43 человека;
инженеры-архитекторы - 22 человека;
инженеры дорожного строительства - 75 человек;
инженеры машиностроения - 88 человек;
инженеры-энергетики - 41 человек;
инженеры теплогазоснабжения и вентиляции - 96 человек;
Белгородская государственная сельскохозяйственная академия -ежегодный выпуск специалистов, имеющих инженерную квалификацию, составляет 59 человек, из них:
инженеры-механики - 59 человек;
Губкинский институт (филиал) Московского государственного открытого университета - ежегодный выпуск специалистов, имеющих инженерную квалификацию, составляет 255 человек, из них:
инженеры-механики - 43 человека;
инженеры-строители - 46 человек;
горные инженеры - 166 человек;
Старооскольский филиал Московского института стали и сплавов -ежегодный выпуск специалистов, имеющих инженерную квалификацию, составляет 255 человек, из них:
инженеры автотранспортных предприятий - 43 человека;
инженеры-механики- 120 человек;
инженеры-строители - 12 человек.