ПРАВИТЕЛЬСТВО БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 ноября 2004 года N 158-пп
ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА МИРОВЫХ СУДЕЙ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2005 - 2007 ГОДЫ
{ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ:
Постановление губернатора Белгородский области от 27.05.2005 года N 113-пп, НГР: ru31000200500135}
Во исполнение распоряжения губернатора области от 23 июля 2004 года N 570-р "О разработке проекта областной целевой программы "Развитие института мировых судей Белгородской области" на 2005 - 2007 годы и в целях повышения эффективности деятельности мировых судей области, создания системы их организационного и материально-технического обеспечения правительство Белгородской области постановляет:
1. Утвердить областную целевую программу "Развитие института мировых судей Белгородской области" на 2005 - 2007 годы в объеме 33 млн. 765 тыс. рублей (далее - Программа, прилагается).
2. Рекомендовать управлению Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в Белгородской области (Самойлов А.Б.), главам местного самоуправления городов и районов области обеспечить выполнение намеченных мероприятий Программы в полном объёме и в установленные сроки.
3. Департаменту финансов и бюджетной политики области (Боровик В.Ф.) производить финансирование Программы в пределах ассигнований, утверждённых по разделу "Судебная власть" в областном бюджете на 2005-2007 годы, в том числе на 2005 год - 10 млн. 649 тыс. рублей.
4. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя губернатора области - секретаря Совета безопасности области Пучкова В.В.
О ходе исполнения постановления информировать ежегодно к 1 февраля до 2008 года.
Губернатор Белгородской области Е. Савченко
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА МИРОВЫХ СУДЕЙ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2005 - 2007 ГОДЫ
Наименование Программы | Областная целевая программа "Развитие института мировых судей Белгородской области" на 2005 - 2007 годы |
Основание для разработки Программы | Распоряжение губернатора области от 23 июля 2004 года N 570-р "О разработке проекта областной целевой программы "Развитие института мировых судей Белгородской области" на 2005 - 2007 годы" |
Заказч ик Программы | Правительство Белгородской области |
Основные разработчики Программы | - секретариат Совета безопасности Белгородской области; |
Основные исполнители Программы | - управление государственной службы и кадров аппарата губернатора Белгородской области; |
Цели и задачи Программы | - обеспечение гражданам Белгородской области конституционного права на судебную защиту; |
Сроки реализации Программы | 2005 - 2007 годы |
Объемы и источники финансирования Программы г | Финансирование Программы осуществляется за счет средств областного бюджета в размере 33765 тыс. рублей, в том числе: |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | - создание условий для реал изации конституционного права граждан Белгородской области на судебную защиту; |
Система организации и контроля за исполнением Программы | Общее руководство и контроль за реализацией Программы осуществляет секретариат Совета безопасности Белгородской области. |
Задача построения в России правового государства требует коренных изменений в сфере осуществления правосудия - превращения его в реально независимую и самостоятельную ветвь государственной власти как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации. Одним из направлений решения этой задачи является проводимая в стране судебная реформа.
В рамках реформирования судебной системы в 2000 году был образован институт мировых судей Белгородской области, призванный обеспечивать реализацию права граждан, общества и государства в законном, справедливом и быстром разрешении споров о праве, возникающих в процессе реализации прав и обязанностей субъектов правоотношений.
В 2003 году на рассмотрение мировых судей Белгородской области поступило 47770 дел, что на 15процентов больше, чем в 2002 году, и на 32 процента больше, чем в 2001 году. Из общего количества дел, рассмотренных всеми судами общей юрисдикции Белгородской области в 2003 году, на долю мировых судей пришлось 46 процентов уголовных дел. 58 процентов гражданских дел и 90 процентов дел об административных правонарушениях. Средняя нагрузка на одного мирового судью составила 69 дел в месяц.
Тенденция роста количества обращений граждан к мировым судьям о защите своих прав и законных интересов сохраняется. В то же время условия размещения, существующие уровень материально-технической базы, система материально-технического обеспечения, структура аппаратов и обслуживающего персонала не способствуют нормальному функционированию и развитию института мировых судей. Всё это не позволяет им использовать современные схемы ведения делопроизводства и информационные технологии, что вызывает медлительность в осуществлении судопроизводства и влечёт за собой нарушение сроков рассмотрения дел. Подобное положение делает невозможным восстановление нарушенных прав граждан и их законных интересов, подрывает их веру в правосудие, порождает нежелание граждан обращаться в суд. Тем самым сужается поле правовой защищённости личности.
Без решения проблем организационного обеспечения деятельности мировых судей невозможно достичь качественных сдвигов в осуществлении ими правосудия. Это обуславливает необходимость серьёзной государственной поддержки и применения программно-целевого подхода.
Принятие областной целевой программы "Развитие института мировых судей Белгородской области" на 2005 - 2007 годы (далее - Программа) позволит обратить особое внимание на условия работы мировых судей, повысить их авторитет и независимость, обеспечить своевременную и эффективную защиту прав и законных интересов жителей Белгородской области.
Главная цель Программы - развитие и укрепление судебной власти Белгородской области как самостоятельной ветви государственной власти области, создание условий для независимой и эффективной деятельности мировых судей по обеспечению защиты прав и свобод граждан, закреплённых в Конституции Российской Федерации и вытекающих из международных договоров Российской Федерации.
Основные задачи Программы:
повышение качества кадрового обеспечения мировых судей и их аппаратов;
совершенствование системы материально-технического обеспечения мировых судей;
укрепление материально-технической базы мировых судей;
создание эффективной системы информационного обеспечения мировых судей и работников их аппаратов;
совершенствование системы безопасности мировых судей и охраны служебных помещений.
В целях реализации Программы необходимо:
подготовить и обеспечить принятие нормативных правовых актов, направленных на совершенствование структуры аппаратов мировых судей, системы финансирования и материально-технического обеспечения мировых судей;
разработать систему первоочередных мероприятий по укреплению материально-технической базы, созданию эффективной системы информационного обеспечения, совершенствованию системы безопасности и охраны служебных помещений мировых судей.
Программу предполагается осуществить в 2005 - 2007 годах.
Анализ деятельности мировых судей Белгородской области в 2001 - 2003 годах показал, что нагрузка на них ежегодно возрастает в среднем более чем на 15 процентов. При этом повышается сложность и трудоёмкость рассматриваемых дел. Всё это обуславливает повышенные требования к уровню профессиональной подготовки мировых судей и работников их аппаратов.
В соответствии с федеральной целевой программой "Развитие судебной системы России" на 2002-2006 годы каждый судья один раз в три года должен пройти повышение квалификации. Работники аппаратов мировых судей также нуждаются в повышении уровня профессиональной подготовки не реже одного раза в пять лет.
В условиях постоянного роста нагрузки эффективность деятельности мировых судей во многом зависит от качества работы их аппаратов. Существующая структура аппаратов мировых судей недостаточно гибка и практически не имеет резервов для совершенствования методов работы. В настоящее время мировые судьи испытывают острый недостаток работников для организации работы архивов и судебной статистики, в восьми муниципальных образованиях отсутствуют заведующие канцеляриями. Введение в структуру аппаратов мировых судей по аналогии с федеральными судами общей юрисдикции и федеральными арбитражными судами должности помощника судьи позволит освободить мировых судей от технической работы и даст им возможность сосредоточиться на осуществлении основной функции - отправлении правосудия.
Необходимо создать структуру аппаратов мировых судей, аналогичную структуре аппаратов федеральных районных (городских) судов, поскольку она обоснована многолетней практикой их работы.
В Белгородской области сложилась система, которая предполагает осуществление материально-технического обеспечения мировых судей как специально созданным отделом при управлении Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в Белгородской области, так и органами местного самоуправления. При этом финансирование расходов на эти цели из областного бюджета и бюджетов трёх муниципальных образований осуществляется через управление Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в Белгородской области, а из бюджетов остальных муниципальных образований - через сторонние организации.
Существующий порядок финансирования очень сложен и противоречит положениям Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и областного закона "О мировых судьях Белгородской области". Кроме того, он не позволяет осуществлять планирование расходов на материально-техническое обеспечение мировых судей с учётом реальных потребностей, создаёт большие трудности в организации бухгалтерского учёта и отчётности, требует значительного количества бухгалтерских работников, а также создаёт предпосылки для исполнения местными бюджетами своих расходных обязательств не в полном объёме.
В целях повышения эффективности работы по материально-техническому обеспечению деятельности мировых судей необходимо в соответствии с федеральным и областным законодательством обеспечить финансирование расходов на указанные цели из одного источника - областного бюджета.
С первых дней формирования института мировых судей вопросу создания их материально-технической базы уделялось самое пристальное внимание. Благодаря этому в первые три года удалось создать мировым судьям такие условия, которые позволили им достаточно быстро и успешно пройти этап становления.
В соответствии с Федеральным законом "О мировых судьях в Российской Федерации" мировые судьи входят в единую судебную систему Российской Федерации и на них распространяется действие закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации". Однако существующий уровень материально-технической базы мировых судей значительно уступает уровню материально-технического обеспечения федеральных судей и не соответствует возросшим требованиям к судебной системе.
В настоящее время все мировые судьи обеспечены помещениями для работы. Но ни одно из них не соответствует в полной мере требованиям по организации и проведению судебного процесса либо из-за отсутствия достаточных площадей, либо по причине их неудовлетворительного состояния. В связи с тем, что не представляется возможным произвести капитальный ремонт помещений, в которых размещаются мировые судьи Борисовского, Вейделевского, Ивнянского и Шебекинского районов, необходимо произвести их замену. В Белгородском районе мировые судьи размещены за пределами города Белгорода, что затрудняет доступ граждан к мировым судьям, а также создаёт трудности для организации взаимодействия мировых судей с органами власти и правоохранительными органами района. В Алексеевском, Грайворонском, Красненском и Ровеньском районах помещения мировых судей требуют капитального ремонта, в остальных - текущего.
Особое беспокойство вызывает противопожарное состояние помещений, которые занимают мировые судьи. В настоящее время пожарной сигнализацией оборудовано лишь 26 процентов помещений для мировых судей.
Необходимо обеспечить мировых судей служебными помещениями исходя из минимальной потребности 150 квадратных метров, как это предусмотрено федеральной целевой программой "Развитие судебной системы России" на 2002 - 2006 годы, а также выделить средства на их ремонт и реконструкцию.
В связи с очень высокой нагрузкой и её постоянным ростом мировые судьи испытывают дефицит времени на подготовку к рассмотрению судебных дел. В связи с этим условия, в которых приходится работать мировым судьям, оказывают большое влияние на качество принимаемых ими решений и своевременность реализации конституционного права граждан на судебную защиту. В настоящее время обеспеченность мировых судей и работников их аппаратов мебелью составляет 43 процента, персональными компьютерами - 52 процента, автомобильным транспортом - 4 процента. Это значительно ниже уровня обеспеченности федеральных судей и не способствует повышению эффективности работы мировых судей.
Необходимо уровень материально-технической базы мировых судей привести в соответствие со степенью сложности решаемых ими задач.
Отсутствие целевого финансирования затрудняет создание системы информационного обеспечения мировых судей. Имеющиеся у них разрозненные средства вычислительной техники не позволяют использовать в работе современные информационные технологии, не обеспечивают оперативного доступа к базам данных по действующему законодательству и судебной практике, не дают возможности организовать оперативный обмен информацией.
В каждом муниципальном образовании требуется создать компьютерные автоматизированные рабочие места мировых судей и работников их аппаратов, локальные вычислительные сети, оснащённые централизованными и общедоступными информационно-правовыми и другими информационными ресурсами.
В настоящее время в большинстве муниципальных образований безопасность мировых судей и установленный порядок их деятельности в рабочее время обеспечивается милицейскими постами подразделений вневедомственной охраны. Однако из-за недостатка средств в восьми помещениях (35процентов) этот вопрос остаётся нерешённым. В целях повышения уровня безопасности мировых судей необходимо оборудовать их кабинеты и залы судебных заседаний тревожной сигнализацией, а также обеспечить мировых судей металлообнаружителями.
Охрана служебных помещений мировых судей в нерабочее время организована во всех муниципальных образованиях, но степень её надёжности не везде одинакова. Менее надёжной является охрана, осуществляемая сторожами. Кроме того, в ряде помещений требуется установить металлические двери и решётки на окна.
Финансирование расходов на эти цели в необходимых размерах позволит решить проблему обеспечения безопасности мировых судей и установленного порядка их деятельности во всех муниципальных образованиях, повысить надёжность охраны служебных помещений в нерабочее время.
Программа содержит пять разделов:
"Совершенствование системы кадрового обеспечения мировых судей";
"Совершенствование системы материально-технического обеспечения деятельности мировых судей";
"Развитие материально-технической базы мировых судей";
"Создание системы информационного обеспечения деятельности мировых судей";
"Обеспечение установленного порядка деятельности мировых судей и охрана служебных помещений".
В каждом разделе предусмотрен комплекс мероприятий, направленных на решение вопросов, объединённых единой целью: создание условий для эффективной и независимой деятельности мировых судей по обеспечению защиты прав и свобод граждан, закреплённых в Конституции Российской Федерации.