Успех реформирования системы управления общественными финансами в значительной степени зависит от усилий, предпринимаемых муниципальными образованиями. Вследствие этого реформа системы межбюджетных отношений является одним из наиболее актуальных вопросов. Дополнительное значение реформированию межбюджетных отношений придает реформа, реализуемая на федеральном уровне.
В рамках реформирования системы межбюджетных отношений Белгородская область ставит перед собой следующие основные задачи:
упорядочение отношений между уровнями бюджетной системы в Белгородской области;
оздоровление муниципальных финансов.
Для решения этих задач необходимо:
1. Определить административно-территориальные границы муниципальных образований с учетом сложившегося производственного потенциала, природных и материальных ресурсов.
Установление границ является необходимым условием дальнейшего построения системы межбюджетных отношений. От того, насколько продуманно будут определены границы, во многом зависит жизнеспособность созданных муниципальных образований и возможность осуществления функций местного самоуправления.
2. Провести детальное разграничение расходных полномочий.
Вопрос разграничения расходных полномочий между уровнями бюджетной системы тесно связан с вопросом разграничения собственности. Вследствие этого Белгородская область, используя принцип децентрализации, планирует определить, на какой уровень будут возложены те или иные полномочия, и на основе проведенного разграничения провести перераспределение собственности (бюджетных учреждений, объектов имущества и т.п.)
3. Усовершенствовать систему стимулирования муниципальных образований для развития собственной доходной базы (мероприятия H1; H2) посредством:
3.1. Установления на долгосрочной основе стабильных нормативов отчислений от тех налогов, которые соответствуют следующим критериям:
относительно высокая равномерность распределения налоговой базы по территории области;
относительно невысокая мобильность налоговой базы;
возможность муниципальных органов власти влиять на величину поступлений.
Уже в настоящее время Белгородская область стремится минимально менять нормативы отчислений. На протяжении последних пяти лет нормативы отчислений для муниципальных образований - получателей финансовой помощи были едиными и не менялись, за исключением случаев изменения законодательства на федеральном уровне. За время реализации Программы реформирования стабильная система нормативов отчислений должна быть сформирована и для муниципальных образований - доноров.
3.2. Закрепления за муниципальными образованиями доходных источников, доходы от которых соразмерны переданным расходным полномочиям.
4. Создать для муниципальных образований систему жестких бюджетных ограничений (мероприятия Н2, Н3), включающую:
4.1. Совершенствование процедур предоставления финансовой помощи, их адаптацию к четырехуровневой бюджетной системе.
В рамках реализации реформы Белгородская область планирует разработать и законодательно закрепить методики формирования и распределения средств следующих фондов:
регионального фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов);
регионального фонда финансовой поддержки поселений;
районного фонда финансовой поддержки поселений;
фонда муниципального развития;
фонда софинансирования социальных расходов.
Учитывая сложившуюся структуру распределения социально-экономического потенциала по муниципальным образованиям, Белгородская область не планирует использовать отрицательные трансферты.
4.2. Разработку и закрепление процедур предоставления муниципальным образованиям бюджетных кредитов.
В настоящее время процедура предоставления муниципальным образованиям бюджетных ссуд уже устоялась. В то же время она не закреплена никаким нормативным правовым документом, что негативно влияет на взаимоотношения с местными бюджетами. Принимая во внимание исключение такой формы межбюджетных трансфертов как "бюджетные ссуды", в области будет разработан и закреплен нормативным правовым актом порядок предоставления бюджетных кредитов, содержащий запрет на предоставление кредитов в случае наличия просроченной задолженности по ранее выданным бюджетным кредитам.
Нехватка материальных, кадровых и методических ресурсов на местном уровне является одной из существенных проблем системы управления общественными финансами Белгородской области. Проводимая на федеральном уровне реформа системы межбюджетных отношений, одним из направлений которой является создание четырехуровневой бюджетной системы, требует дополнительных ресурсов, что, без принятия адекватных мер, может привести к еще большему усугублению ситуации. Для решения задачи оздоровления муниципальных финансов как на районном, так и на поселенческом уровне Белгородская область планирует реализовать следующий комплекс мер: