ЗАКОН
БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
от 05 июня 2001 года N 142
О ГАЗОСНАБЖЕНИИ В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Принят областной Думой 24 мая 2001 года
{УТРАТИЛ СИЛУ:
Закон Белгородской области от 12.10.2006 года N 72, НГР: ru31000200600290}
Настоящий закон определяет правовые основы функционирования и развития системы газоснабжения в Белгородской области в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "О газоснабжении в Российской Федерации", с другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Для целей настоящего закона используются следующие основные понятия:
система газоснабжения в Белгородской области (далее - система газоснабжения области) - имущественный производственный комплекс, состоящий из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для транспортировки, хранения, поставок газа, независим от Единой системы газоснабжения и находится в собственности организации-собственников;
газораспределительная система в Белгородской области (далее - газораспределительная система области) - имущественный производственный комплекс, состоящий из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям на территории Белгородской области, независим от Единой системы газоснабжения и региональной системы газоснабжения и находится в собственности организации-собственника;
организация - собственник системы газоснабжения области - организация, образованная в установленных гражданским законодательством организационно-правовой форме в порядке и на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
организация - собственник газораспределительной системы области -специализированная организация, осуществляющая эксплуатацию и развитие на соответствующих территориях (на территории Белгородской области) сетей газоснабжения и их объектов, а также оказывающая услуги, связанные с подачей газа потребителям и их обслуживанием (далее - ГРО), деятельность которой контролируется уполномоченными органами власти в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством Белгородской области;
газотранспортная организация - организация, которая осуществляет транспортировку газа и у которой магистральные газопроводы и отводы газопроводов, компрессорные станции и другие производственные объекты находятся на праве собственности или на иных законных основаниях;
газораспределительные организации - специализированные областные, городские и межрайонные организации, занятые развитием, эксплуатацией систем газоснабжения соответствующих территорий, обеспечением покупателей газом и оказывающие услуги по транспортировке газа по своим сетям;
газификация - деятельность по реализации научно-технических и проектных решений, осуществлению строительно-монтажных работ и организационных мер, направленных на перевод объектов жилишно-коммунального хозяйства, промышленных и иных объектов на использование газа в качестве топливного и энергетического ресурса;
поставщик (газоснабжающая организация) - собственник газа или уполномоченное им лицо, осуществляющие поставки газа потребителям по договорам;
потребитель газа (абонент, субабонент газоснабжающей организации) - юридическое или физическое лицо, приобретающее газ у поставщика и использующее его в качестве топлива или сырья;
технологическая броня газопотребления - минимальный суточный объем потребления газа, необходимый для безаварийной работы технологического оборудования потребителя при условии максимального использования резервных видов топлива;
узел учета - комплект средств измерений и устройств, обеспечивающий учет количества газа, а также контроль и регистрацию его параметров (совокупность приборов и оборудования, обеспечивающих коммерческий учет поданного - принятого газа);
транспортные услуги - это услуги по доставке (перемещению) и подаче газа потребителям, оказываемые специализированными организациями, у которых газопроводы и сооружения находятся на праве собственности или на иных законных основаниях.
К полномочиям законодательного (представительного) органа государственной власти Белгородской области в пределах, не урегулированных законодательством Российской Федерации, относятся:
разработка и принятие законов, иных нормативных правовых актов в области газоснабжения.
К полномочиям органа исполнительной власти Белгородской области в пределах, не урегулированных законодательством Российской Федерации, относятся:
установление порядка осуществления контроля за деятельностью системы газоснабжения области;
установление порядка осуществления контроля за газораспределительной системой области;
установление порядка осуществления контроля за эффективным использованием газа;
утверждение порядка финансирования организаций - потребителей топливно-энергетических ресурсов, финансируемых за счет средств бюджета области;
утверждение норм расхода газа;
установление отпускной цены на газ для населения, а также порядка компенсации убытков (в части возмещения из соответствующих бюджетов), понесенных газораспределительными организациями при поставках газа населению в соответствии с льготами, предусмотренными законодательством Белгородской области;
органы государственной власти области и органы местного самоуправления правомочны издавать акты, являющиеся основанием для государственной регистрации права собственности на газопроводы и сооружения на них, передаваемые на баланс ОАО "Белгородоблгаз" низкорентабельными и убыточными объектами, владельцы которых не могут обеспечить их техническое обслуживание и эксплуатацию и согласны передать данные газопроводы и сооружения на них в собственность ОАО "Белгородоблгаз".
В целях обеспечения надежного газоснабжения и выполнения соответствующих договоров и соглашений о поставках газа газораспределительная и газоснабжающая организации в пределах своих полномочий:
обеспечивают строительство, эксплуатацию, реконструкцию и развитие объектов системы газоснабжения в области;
обеспечивают непрерывный диспетчерский контроль за функционированием объектов системы газоснабжения в области, а также подсоединенных к ней объектов газоснабжения в точках их подсоединения;
осуществляют управление функционированием системы газоснабжения области;
обеспечивают использование на объектах системы газоснабжения области энергосберегающих и экологически чистых оборудования и технических процессов;
осуществляют мероприятия, направленные на обеспечение промышленной и экологической безопасности объектов системы газоснабжения области, охраны окружающей природной среды;
осуществляют мероприятия, направленные на предупреждение потенциальных аварий и катастроф, ликвидацию их последствий на объектах системы газоснабжения области.
В процессе функционирования системы газоснабжения области в целях повышения ее эффективности организация - собственник системы газоснабжения области может осуществлять 'меры по совершенствованию структуры данной системы газоснабжения без нарушения надежности газоснабжения.
В целях надежного газоснабжения потребителей природным и сжиженным газом, безопасного и устойчивого функционирования объектов системы газоснабжения области, связанных общим технологическим режимом транспортировки и поставок газа, разделение системы газоснабжения области не допускается.
Газоснабжающая, газотранспортная и газораспределительная организации взаимодействуют в сфере стабильных поставок газа по следующим направлениям:
надежное газоснабжение промышленных потребителей, коммунальнобытовой сферы и населения;
обеспечение дисциплины газопотребления в области;
обеспечение своевременной оплаты за поставленный газ;
обеспечение соблюдения правил безопасности при изменении технологических режимов газоснабжения в случае введения ограничения или прекращения подачи газа;
предотвращение необоснованного ограничения или прекращения подачи газа покупателям, распределение объемов поставки газа при работе в режиме ограничения ресурсов газа;
контроль наличия и содержания баз (хозяйств) резервного и аварийного видов топлива;
подготовка предложений и рекомендаций по составлению топливного баланса области, созданию новых (восстановлению существующих) хранилищ резервного и аварийного видов топлива у потребителей области.
Для обеспечения бесперебойного газоснабжения промышленных предприятий, населения и коммунально-бытовых потребителей области газоснабжающая, газотранспортная и газораспределительная организации заключают соглашения о минимальном давлении газа, поступающего в газораспределительные сети. Соблюдение дисциплины газопотребления в области в этом случае обеспечивается на сетях газораспределительной организации путем ограничения поставок газа потребителям, нарушающим договорной режим потребления газа до договорного объема.
Поставки газа проводятся на основании договоров между поставщиками и потребителями независимо от форм собственности в соответствии с гражданским законодательством и утвержденными Правительством Российской Федерации Правилами поставок газа и Правилами пользования газом в Российской Федерации, а также иными нормативными правовыми актами.
Преимущественное право на заключение договоров поставки газа имеют его покупатели для государственных нужд, коммунально-бытовых и социальных нужд граждан, а также его покупатели, в отношении которых продлеваются действующие договоры поставки газа.
Учет газа осуществляется на основании соответствующих ГОСТов и правил и организуется с целью:
осуществления взаимных финансовых расчетов между поставщиком, газораспределительной организацией и потребителем газа;
контроля за расходными и гидравлическими режимами систем газоснабжения;
составления баланса приема и отпуска газа;
контроля за рациональным и эффективным использованием газа.
Поставка и отбор газа без учета его объема не допускается. Учет объема газа, передаваемого покупателю, производится контрольно-измерительными приборами стороны, передающей газ.
В случае неисправности или отсутствии средств измерений и устройств, обеспечивающих учет газа у передающей стороны, объем переданного газа учитывается по контрольно-измерительным приборам принимающей стороны, а при их отсутствии или неисправности - по объему потребления газа, соответствующему проектной мощности неопломбированных газопотребляющих установок (или приборов) и времени, в течение которого подавался газ в период неисправности приборов, или иным методом, предусмотренным договором.
Владельцы узлов учета обеспечивают их надлежащее состояние, исправность и своевременную проверку. В случае несоблюдения указанных требований владельцы узлов учета несут ответственность в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях.
На основании договоров поставки газа и об оказании услуг по его транспортировке потребители обязаны оплатить поставки газа и оказанные услуги. При несоблюдении потребителями условий договоров поставщики вправе уменьшить или прекратить поставки газа в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При возобновлении подачи газа газоснабжающая организация вправе потребовать заключения нового договора (соглашения), предусматривающего сокращение периода платежа и гарантий оплаты поставляемого газа.
При несоблюдении условий заключенных договоров неоткдючаемыми потребителями, деятельность которых финансируется за счет средств областного бюджета, ответственность за оплату поставок газа и оказание услуг по газоснабжению возлагается на соответствующего государственного заказчика.
При подключении к газораспределительной системе Белгородской области независимых организаций независимо от форм их собственности и организационно - правовых форм ими должны выполнятся требования настоящего закона. Линия раздела, соответствующие права и обязанности, а также порядок оплаты доли независимой организации в объеме газа, транспортируемого по газопроводу, к которому она подключается, фиксируются двусторонним соглашением.
При подключении потребителей к газораспределительной системе, собственником которой является специализированная газораспределительная организация, обслуживание и ремонт сетей газоснабжения производится по договорам за счет собственника подключаемых сетей газоснабжения.
Все работы по ремонту и техническому обслуживанию газовых приборов в жилых домах производятся специализированной газораспределительной организацией на договорной основе за счет средств потребителей (абонентов).
Основаниями для принятия решения газоснабжающей организацией об ограничении или прекращении поставок газа покупателям служат:
а) заявка потребителя о снижении или прекращении газопотребления;
б) письменное уведомление газотранспортной или газораспределительной организаций о необходимости проведения ремонта на газопроводах;
в) отбор газа покупателем свыше объема (лимита), установленного договором на поставку газа (кроме населения);
г) нарушение условий договора или незаключение его, в том числе по оплате за поставленный газ;
д) эксплуатация газового оборудования, находящегося в аварийном состоянии и невыполнение предписаний уполномоченных органов контроля, в том числе по учету газа.
Не может быть ограничена поставка газа на основаниях пункта "г" настоящей статьи потребителям, входящим в федеральный перечень стратегических объектов.
Ограничения поставок газа покупателям осуществляется газораспределительной организацией по указанию газоснабжающей организации в порядке и сроки, установленные действующим законодательством.