Действующая система профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов должна обеспечивать потребности в дополнительном профессиональном образовании с учетом специфики их производственной деятельности. При несоответствии работников уровню образования они должны быть направлены, по возможности, на обучение для получения необходимого уровня образования. При несоответствии работников специальности они должны быть направлены, по возможности, на переподготовку или на повышение квалификации.
Дополнительное профессиональное образование должно способствовать более успешному осуществлению кадровой политики, максимальной реализации личностных возможностей работников и специалистов учреждений. С этой целью должно проводиться систематическое изучение потребности в дополнительном обучении работников и специалистов, в направлении их на обучение по программам высшего профессионального образования.
Разработанные учебными центрами профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров (в том числе зарубежными) учебные программы должны соответствовать характеру трудовой деятельности слушателей и соответствовать государственным образовательным стандартам дополнительного профессионального образования. Образовательные программы должны быть сориентированы на исходный уровень образования и подготовки, квалификационные требования (профессиональные стандарты) и цели обучения. Образовательные программы должны предусматривать входное профориентационное тестирование, блок общепрофессиональных дисциплин, блок специальных дисциплин, блок вспомогательных дисциплин, практику или стажировку. Дополнительные профессиональные образовательные программы должны разрабатываться и реализовываться образовательным учреждением повышения квалификации самостоятельно с учетом потребностей заказчика.
В образовательном учреждении повышения квалификации должны реализовываться различные по срокам, уровню и направленности дополнительные профессиональные образовательные программы.
В образовательном учреждении повышения квалификации должны быть разработаны учебные планы, в том числе учебные планы индивидуального обучения специалистов. Порядок разработки и утверждения учебных планов определяется уставом этого учреждения. Учебный процесс должен включать в себя теоретические и практические занятия.
Для успешного самообразования слушателей преподавателями учебного заведения должны проводиться лекции, консультации, практические занятия, быть подготовлены учебные и информационные материалы.
Для всех видов аудиторных занятий устанавливается академический час продолжительностью 40 - 50 минут.
Слушателям должна быть предоставлена имеющаяся на факультетах, кафедрах и в других структурных подразделениях учреждения нормативная, инструктивная, учебная и методическая документация по вопросам их профессиональной деятельности, а также библиотеки, информационные фонды, услуги других подразделений в порядке, определяемом уставом учреждения.
Оценка уровня знаний слушателей образовательного учреждения повышения квалификации должна быть проведена по результатам текущего контроля знаний и итоговой аттестации. Проведение итоговой аттестации слушателей должно быть осуществлено специально создаваемыми комиссиями, составы которых утверждаются руководителем образовательного учреждения.
Преподаватели учебных заведений должны замещаться в соответствии с положением о замещении профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений высшего профессионального образования.
Полученные знания должны соответствовать новейшим достижениям в соответствующих отраслях науки и техники, передовому отечественному и зарубежному опыту.
По окончании курса обучения слушателю должен быть выдан документ, где должно быть указано время обучения и полученная специальность (квалификация).
Содействие в трудоустройстве после окончания обучения должно осуществляться в соответствии с пожеланиями слушателя и в соответствии с полученной специальностью.
Профессиональная переподготовка должна расширять квалификацию специалистов в целях их адаптации к новым экономическим и социальным условиям и ведения новой профессиональной деятельности.
Устав учебного заведения должен содержать права и обязанности слушателей, с которыми слушатели должны быть ознакомлены.
За слушателями на время их обучения с отрывом от основной работы должна быть сохранена средняя заработная плата по основному месту работы. Иногородним слушателям, направленным на обучение с отрывом от основной работы, должны выплачиваться суточные по установленным для командировок на территории Российской Федерации нормам.
Дополнительное образование, по возможности, должно предоставляться по месту жительства слушателей. Иногородним слушателям должно быть предоставлено общежитие (другое место проживания).