Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ МОДЕРНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011 - 2016 ГОДЫ (с изменениями на: 07.12.2015)


IV. Обеспечение сбалансированности объемов медицинской помощи по видам и условиям ее оказания в рамках территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи


Учреждениями здравоохранения Белгородской области в 2010 году на обеспечение населения медицинской помощью израсходовано 9666,5 млн. рублей.

В структуре источников финансирования медицинской помощи средства областного бюджета составили 16,3%, местных бюджетов - 18,8%, средства ОМС - 41,0%, федерального бюджета - 14,5%, средства от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности - 9,4%.

Удельный вес финансирования областных целевых программ, направленных на охрану здоровья граждан в Белгородской области, из областного бюджета и местных бюджетов в общем объеме средств составил 9,6%.

Поскольку финансовые ресурсы ОМС ограничены стоимостью территориальной программы, регулятором, обеспечивающим финансовое равновесие в системе ОМС и потребность медицинских учреждений в ресурсах, является принятая система оплаты медицинской помощи.

В целях обеспечения доступности и качества медицинской помощи, предоставляемой в рамках территориальной программы госгарантий оказания населению области бесплатной медицинской помощи, в области применяются способы оплаты медицинской помощи, ориентированные на результаты деятельности медицинских организаций (законченный случай лечения в стационарных условиях, подушевое финансирование амбулаторно-поликлинической помощи).

Оплата стационарной медицинской помощи осуществляется с 2004 года по принципу "деньги за пациентом" по законченному случаю по тарифам на базе медико-экономических стандартов.

С 2007 года внедрен подушевой метод финансирования амбулаторно-поликлинической помощи по принципу частичного фондодержания. Подушевые нормативы рассчитаны с учетом половозрастной структуры, уровня потребления медицинских услуг различными категориями населения и территориальной доступности медицинской помощи и включают расходы на оказание амбулаторно-поликлинической помощи по всем профилям, за исключением стоматологического и акушерско-гинекологического, медицинских услуг, оказываемых консультативными поликлиниками областных учреждений и центрами здоровья, которые оплачиваются по посещениям.

Способом оплаты медицинской помощи, оказанной в центре здоровья, является оплата за комплексную услугу (посещение в рамках динамического наблюдения). Способом оплаты медицинской помощи в условиях дневных стационаров всех типов является оплата за законченный случай на основе нормирования числа койко-дней по профилям. Способом оплаты стоматологической помощи является оплата за условную единицу трудоемкости - УЕТ.

Целесообразно и необходимо совершенствовать и развивать принятый на территории области способ оплаты стационарной и амбулаторно-поликлинической помощи, что позволит ориентировать систему здравоохранения на достижение ряда характеристик, таких как:

- заинтересованность в оказании оптимального объема медицинской помощи и обеспечении качества, в уменьшении уровня госпитализации и сокращении длительности лечения в круглосуточном стационаре;

- предсказуемость расходов на здравоохранение;

- взаимосвязь спроса и предложения медицинской помощи;

- возможность прогнозирования общего объема финансирования медицинской помощи;

- формирование экономического интереса медицинских работников, связанного с прямой зависимостью дохода от объема деятельности.

Важное место в механизме совершенствования системы управления здравоохранением принадлежит созданию условий, способствующих повышению эффективности и качества труда медицинских работников, возможности его реальной и объективной оценки. При этом важнейшим критерием оценки труда медицинского работника является состояние здоровья пациента после проведения медицинских мероприятий. Одновременно система финансирования здравоохранения должна быть способна сдерживать рост объемов лечебных услуг и стимулировать профилактические мероприятия.

С целью достижения указанных задач в области с 2007 года внедрена отраслевая оплата труда медицинских работников, ориентированная на конечный результат. Разработана система оценки качества труда медицинских работников. С 2010 года внедрена система экономического стимулирования амбулаторно-поликлинических учреждений за достигнутые результаты по реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования.

В 2011 и 2012 годах планируется продолжить работу по совершенствованию принятых способов оплаты медицинской помощи и оплаты труда.

На реализацию конституционных прав граждан на бесплатную медицинскую помощь в рамках программы государственных гарантий (ПГГ) в 2010 году направлено 7339,8 млн. рублей, что на 3,2% выше уровня 2009 года.

В общем объеме финансирования бюджетные средства заняли 45,3%, средства обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) - 54,7%. Дефицит ПГГ на 2010 год составил 37,0%.

Подушевое финансирование медицинского обеспечения жителей области увеличилось в сравнении с 2006 годом в 1,34 раза и составило 4812,7 рубля.

По видам медицинской помощи в общем объеме фактического финансирования ТПГГ за 2009 год затраты на стационарную помощь составили 3871,7 млн. рублей (54,5%), расходы на амбулаторно-поликлиническую помощь - 1996,6 млн. рублей (28,1%), на оказание медицинской помощи в условиях дневных стационаров - 275,4 млн. рублей (3,9%), на скорую медицинскую помощь - 394,5 млн. рублей (5,6%), прочие виды помощи - 564,3 (7,9%) млн. рублей.

Объемы медицинской помощи в дневных стационарах за 2009 год составили 0,81 пациенто-дня в расчете на одного жителя, что в 1,4 раза выше предусмотренного норматива.

Фактическая стоимость единицы объема медицинской помощи по видам составила: стоимость одного койко-дня в стационаре в 2009 году - 950,7 рубля, затраты на одно посещение - 145,6 рубля, на один пациенто-день в условиях дневного стационара - 223,7 рубля. Стоимость одного вызова скорой медицинской помощи - 821,9 рубля (рис. 1.13).*

________________
     * Рисунок N 1.3 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.


Стационарная медицинская помощь в системе ОМС с 2004 года оплачивается по медико-экономическим стандартам. Для оплаты в системе ОМС в тариф включаются 5 статей медико-экономического стандарта.

Утвержденная стоимость ПГГ на 2010 год составила 7339,8 млн. рублей, в том числе Программа обязательного медицинского страхования - 4012,5 млн. рублей.

Подушевой норматив финансирования ПГГ на 2010 год установлен на уровне 4812,7 рубля в расчете на одного жителя в год при федеральном нормативе на 2010 год - 7633,4 рубля, в том числе по Программе ОМС - 2631 рубль (федеральный норматив - 4059,6 рубля).