Настоящая методика разработана в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Налоговым кодексом Российской Федерации, Концепцией реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Методика предназначена для прогнозирования объемов доходов муниципальных районов, оценки величины расходных потребностей муниципальных районов, определения принципов межбюджетных отношений между областным бюджетом и бюджетами муниципальных районов, а также расчета объема дотаций муниципальным районам из областного фонда финансовой поддержки муниципальных районов на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности.
1. Основные изменения в системе межбюджетных отношений на 2006 год связаны с перераспределением расходных полномочий, полномочий по управлению доходами между областным бюджетом и бюджетами муниципальных районов, а также объемов, условий и механизмов предоставления финансовой помощи из областного бюджета.
Целью создания и распределения областного фонда финансовой поддержки муниципальных районов (ОФФГТ МР) является выравнивание доступа граждан к основным бюджетным услугам и социальным гарантиям, финансируемым из бюджетов муниципальных районов, и стимулирования развития налогооблагаемой базы муниципальных районов.
Принципы формирования ОФФП МР:
- единый подход к прогнозированию собственных доходов муниципальных районов с учетом состояния налогооблагаемой базы;
- расчет расходов муниципальных районов с учетом распределения исполнения расходных полномочий между областным бюджетом и бюджетами муниципальных районов;
- единый подход к распределению средств ОФФП МР, формируемого в составе расходов областного бюджета.
Объем ОФФПМР определяется на основе прогнозируемого объема доходов областного бюджета области с учетом предполагаемого объема расходов бюджетов муниципальных районов и утверждается при рассмотрении проекта областного бюджета на очередной финансовый год в первом чтении. Во втором чтении проекта закона утверждается распределение средств областного фонда финансовой поддержки муниципальных районов между муниципальными районами.
Размер дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности соответствующего муниципального района определяется по формуле:
Дi = (РПi - (Дохi, где
i - муниципальный район
Дi - дотация на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности
(РПi - суммарные расходные потребности
(Дохi - суммарный объем доходов
Сумма дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности муниципальных районов образует областной ФФП МР.
ОФФП МР = Е Дi
2. Собственные доходы бюджетов муниципальных районов, на основе которых рассчитывается сумма трансферта (дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности) соответствующему муниципальному району, состоят из объема закрепленных местных налогов, минимально гарантированных отчислений федеральных налогов, специальных налоговых режимов и неналоговых доходов, а также отчислений от региональных налогов, доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Общая сумма доходов, поступающих в бюджет конкретного муниципального района, формируется из собственных доходов муниципального района и целевых средств областного и федерального бюджетов.
3. Оценка расходных потребностей соответствующего муниципального района строится на основе утвержденных в базовом году объемов расходов. При этом учитываются факторы, объективно приводящие к увеличению либо уменьшению стоимости предоставляемых бюджетных услуг, а также величины расходных потребностей каждого конкретного муниципального района (например, возрастная структура, плотность и дисперсность населения, структура занятости, т. е. реальный состав потребителей, различия в стоимости предоставления услуг жилищно-коммунальных услуг и др.).
Утвержденный объем расходов базового года приводится к условиям планируемого года с учетом уточнения (корректировки) расходных полномочий соответствующего муниципального района. Корректировка базового объема расходов осуществляется в зависимости от условий планируемого года.
Корректирующими суммами, применяемыми для учета индивидуальных особенностей конкретного муниципального района являются:
1) увеличение (уменьшение) расходных обязательств в связи с перераспределением расходных полномочий между областным бюджетом и бюджетами муниципальных районов (все виды субсидий и субвенций, финансовое обеспечение передаваемой сети учреждений);
2) исключение единовременных расходов, автоматическое возобновление которых в планируемом году не предусматривается
Р корi = Р баз. годаi + Увеличение РПig - Уменьшение РПig где
i - муниципальный район
g - фактор корректировки базовых расходных полномочий (согласно таблице 1)
Р корi - скорректированный объем расходов на планируемый год