ГУБЕРНАТОР БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 декабря 2006 года N 175

ОБ ОБЛАСТНОЙ КОМПЛЕКСНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ДЕТИ БЕЛГОРОДЧИНЫ" НА 2007-2010 ГОДЫ

{ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ:
Постановление губернатора Белгородской области от 22.08.2008 года N 100; НГР: ru31000200800267;
Постановление губернатора Белгородской области от 04.06.2009 года N 52; НГР: ru31000200900207;
Постановление губернатора Белгородской области от 13.07.2009 года N 69; НГР: ru31000200900259
Постановление губернатора Белгородской области от 09.11.2009 года N 104; НГР RU31000200900401;
Постановление губернатора Белгородской области от 22.07.2010 года N 50; НГР: ru31000201000276}

В целях дальнейшей реализации комплексных мер по решению задач жизнеобеспечения детей на территории области, воспитания здорового поколения белгородцев постановляю:

1. Утвердить концепцию областной комплексной целевой программы "Дети Белгородчины" на 2007-2010 годы и названную программу (далее - программа, прилагаются).

2. Департаменту финансов и бюджетной политики области (Боровик В.Ф.) обеспечивать финансирование программы в объемах, утверждаемых законом Белгородской области об областном бюджете на соответствующий год.

3. Департаментам здравоохранения и социальной защиты населения (Белоусов Н.И.), образования, культуры и молодежной политики (Коврижных Ю.В.) области, управлениям социальной защиты населения (Батанова Е.П.), по делам молодежи (Беспаленко П.Н.), культуры (Курганский СИ.) области обеспечить выполнение утвержденной программы.

{п.3. в редакции постановления губернатора Белгородской области от 22.08.2008 года N 100}

{п.3. в редакции постановления губернатора Белгородской области от 13.07.2009 года N 69}

4. Определить департамент здравоохранения и социальной защиты населения области (Белоусов Н.И.) координатором исполнения мероприятий, указанных в приложении N 2 к областной комплексной целевой программе "Дети Белгородчины" на 2007-2010 годы.

{п.4. добавлен в редакции постановления губернатора Белгородской области от 13.07.2009 года N 69}

5. Получателем гранта на исполнение мероприятий, указанных в приложении N 2 к областной комплексной целевой программе "Дети Белгородчины" на 2007-2010 годы, определить управление социальной защиты населения области (Батанова Е.П.)

{п.5. добавлен в редакции постановления губернатора Белгородской области от 13.07.2009 года N 69}, далее нумерация изменена.

6. Рекомендовать главам местного самоуправления муниципальных районов и городского округа на основе областной комплексной целевой программы "Дети Белгородчины" на 2007-2010 годы разработать и реализовать местные программы.

7. Признать утратившим силу постановление главы администрации области от 8 апреля 2003 года N 121"Об областной комплексной целевой программе "Дети Белгородчины" на 2003-2006 годы".

8. Контроль за исполнением постановления возложить на департаменты здравоохранения и социальной защиты населения (Белоусов Н.И.), образования, культуры и молодежной политики (Коврижных Ю.В.) области.

{п.6. в редакции постановления губернатора Белгородской области от 13.07.2009 года N 69}

Губернатор Белгородской области Е. Савченко

УТВЕРЖДЕНА
постановлением
губернатора области
от 25 декабря 2006 г. N 175

КОНЦЕПЦИЯ областной целевой программы "Дети Белгородчины" на 2007-2010 годы

1. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей программы приоритетным задачам социально-экономического развития области и Российской Федерации


В Белгородской области проживает более 230 тыс. детей. К числу наиболее уязвимых категорий детей относятся: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей - 4,5 тыс. детей, дети–инвалиды – 6,6 тыс. детей. Указанные группы детей в первую очередь нуждаются в социальной реабилитации и адаптации, интеграции в семью и общество.

Вместе с тем дети нуждаются не только в решении обозначенных проблем, но и в реализации права на развитие их природных задатков, адресной поддержке одаренных детей со стороны государства их психолого-педагогическом сопровождении.

Дальнейшую тенденцию сокращения численности населения области определяет снижение численности детей. Уровень рождаемости не обеспечивает простого воспроизводства населения. Только 30 процентов новорожденных могут быть признаны здоровыми. Около 2 процентов новорожденных и более 3 процентов детей раннего возраста требуют оказания реанимационной помощи и интенсивной терапии. Ежегодно в области 4 процента детей рождаются с наследственными и врожденными заболеваниями.

В соответствии с обозначенными проблемами приоритетные направления государственной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации нашли свое отражение в программе социально-экономического развития Российской Федерации на 2006-2008 годы:

охрана и укрепление здоровья детей и подростков;

профилактика социального неблагополучия семей с детьми;

повышение эффективности государственной системы поддержки детей, находящихся в особо сложных обстоятельствах, в том числе детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

создание условий для активного включения детей в социально-экономическую, культурную жизнь общества.

В связи с этим имеет место целесообразность пролонгирования срока реализации областной целевой программы "Дети Белгородчины". Актуальность данной программы на 2007-2010 годы, ее цели и задачи определяются исходя из наличия проблем детства, реализации Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года и Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 10 мая 2006 г., в котором сделан особый акцент на увеличении рождаемости и укреплении государственной поддержки семей с детьми, материальном стимулировании устройства на воспитание в семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, разработке механизма, позволяющего сократить число детей, находящихся в интернатных учреждениях.

Программа призвана обеспечить качественный комплексный подход к созданию благоприятных условий для улучшения жизнедеятельности и здоровья детей, решению проблем социального неблагополучия семей с детьми.

Новизна рассматриваемой программы в отличии от ранее действовавшей состоит в том, что в ней предусмотрено:

- расширение мер материальной поддержки семей с детьми и родителей, усыновивших детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- применение современных технологий и инноваций при решении проблем семей с детьми в целом и детей в частности;

- направленность выбранных целей, задач и мероприятий программы на достижение измеряемых результатов, оцениваемых целевыми индикаторами и показателями.

2. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом


Ранее действовавшая программа улучшения положения детей в области была направлена на координацию усилий всех заинтересованных структур и объединение различных ресурсов в решении проблем детей, возникающих в новых социально-экономических условиях. Программно-целевой подход в реализации мер по улучшению положения детей доказал свою эффективность как на областном, так и на муниципальных уровнях. Во всех городах и районах области были приняты аналогичные местные программы, направленные на улучшение положения детей.

Реализация программы на областном уровне в предыдущие годы позволила ежегодно улучшать качественные показатели здоровья и социального положения детей, и в первую очередь детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Несмотря на достигнутые в предыдущие годы позитивные результаты, остается много проблем в сфере обеспечения жизнедеятельности детей, которые требуют конкретных решений.

Из-за низкого уровня здоровья женщин детородного возраста продолжает увеличиваться количество случаев беременности и родов, протекающих с различными осложнениями. Более половины детей имеют функциональные отклонения, требующие проведения лечебно-коррекционных и реабилитационных мероприятий. Социальная значимость ряда проблем, связанных с состоянием здоровья детей в области, говорит о необходимости их решения только программным методом.

Выявление и развитие природных задатков детей должно осуществляться на всех ступенях их развития и воспитания. Необходимо дальнейшее обеспечение условий, способствующих максимальному раскрытию потенциальных возможностей одаренных детей: создание системы выявления одаренности с раннего возраста, оказание адресной поддержки каждому одаренному ребенку; разработка индивидуальных "образовательных маршрутов" с учетом специфики творческих и интеллектуальных способностей ребенка; формирование личностного и профессионального самоопределения.

В настоящее время сохраняется проблема детской инвалидности. В связи с тем, что подавляющее большинство детей-инвалидов воспитывается в семье, работа специализированных учреждений для детей с ограниченными возможностями требует усиления профилактической направленности.

Продолжает оставаться одной из наиболее острых проблем детства проблема социального сиротства. Развитие альтернативных семейных форм происходит медленно. Активное внедрение различных форм устройства детей, и в первую очередь усыновления, признанного приоритетным направлением в области, позволит решить проблему социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Накопленный опыт программно-целевого метода осуществления мер по улучшению положения детей, результаты анализа реализации программных мероприятий, наличие не решенных в рамках предыдущей областной целевой программы проблем, а также социально-экономическая и демографическая ситуация в области подтверждают целесообразность и необходимость продолжения работы по улучшению положения детей в рамках новой программы.

3. Оценочные показатели хода реализации областной целевой программы


Программа является элементом социальной политики по улучшению положения детей в области и действенным механизмом решения проблем детства. Использование программно-целевого подхода дает возможность последовательно осуществлять меры по улучшению положения детей, что должно привести к улучшению демографической ситуации в целом, укреплению интеллектуального потенциала, сохранению и поддержанию основных параметров жизнедеятельности детей.

При реализации программы учитываются мероприятия муниципальных программ, направленные на улучшение положения детей, прежде всего проживающих в сельских территориях. Программы областного и муниципальных уровней взаимно дополняют друг друга: осуществляется совместное финансирование и координация принимаемых мер, что повышает эффективность работы с детьми, проживающими на конкретной территории, располагающей собственными возможностями и ресурсами. Параллельно предусмотрено и федеральное финансирование плана мероприятий программы.

Утверждение финансирования программы в полном объеме позволит достичь запланированных целевых индикаторов и показателей в течение срока реализации программы в 2007-2010 годах.

Таблица 1

Показатели

Единица измерения

2005год
 (базовый)

Динамика по годам реализации программы

2007

2008

2009

2010

Младенческая смертность на 1000 родившихся живыми

промилле

8,7

8,5

8,4

8,3

8,2

Материнская смертность на 100 тыс. родившихся живыми

коэффициент

29,71

20,0

19,0

18,1

15,2

Смертность детей в возрасте 0-4 года (включительно) на 1000 новорожденных соответствующего года рождения

коэффициент

10,2

9,3

8,9

7,6

7,0

Удельный вес детей 1 группы здоровья от общего числа детей

проценты

33,2

32,7

32,8

33,1

34,5

Первичный выход на инвалидность детей в возрасте 0-17 лет (включительно) на 10 тыс. детей

коэффициент

25,7

24,4

23,9

23,1

22,6

Доля детей, включенных в государственную систему выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей, их занятости социально значимой деятельностью (от общей численности детского населения школьного возраста)

проценты

20,0

25,0

28,0

30,0

35,0

Число одаренных детей школьного возраста - победителей всероссийских конкурсов, соревнований, олимпиад, турниров

человек

50

57

65

70

75

Количество областных конкурсов, соревнований, олимпиад, турниров и иных конкурсных мероприятий для выявления одаренных детей в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности

единиц

49

55

60

65

70

Удельный вес детей-инвалидов, получивших реабилитационные услуги
 - из них получившие данные услуги в специализированных учреждениях для детей с ограниченными возможностями (от общего числа детей-инвалидов)

проценты

28,1
 9,7

30
 21

35
 30

38
 31

40
 33

Удельный вес семей с детьми-инвалидами, получивших различного рода услуги
 - из них получивших услуги в специализированных учреждениях для детей с ограниченными возможностями (от общего числа семей с детьми-инвалидами, нуждающихся в услугах)

проценты

34,5
 4

38
 8

40
 10

42
 12

45
 15

Доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи граждан (в общей численности
 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей)

проценты

67

68

69

70

71

4. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы программно-целевым методом


Программа предусматривает достижение обозначенных целей к концу 2010 года. В рамках календарного года заказчиками подпрограмм с учетом выделяемых финансовых средств уточняются целевые показатели и затраты по программным мероприятиям. По итогам года проводится анализ эффективности проведенных мероприятий, расходования финансовых ресурсов на основе оценки показателей и целевых индикаторов, определяются промежуточные результаты реализации программы.

5. Цели и задачи программы, целевые индикаторы и показатели, позволяющие оценивать ход реализации подпрограмм по годам


Цель программы - создание благоприятных условий для комплексного развития и жизнедеятельности детей, всесторонняя поддержка детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Задачи программы:

обеспечение безопасного материнства и рождения здоровых детей, охрана здоровья детей и подростков, в том числе репродуктивного здоровья;

профилактика и снижение детской и подростковой заболеваемости, инвалидности и смертности;

создание системы выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей, сохранение национального генофонда, развитие интеллектуального и творческого потенциала Белгородчины;

обеспечение полноценной жизнедеятельности детей-инвалидов и их интеграции в общество;

профилактика социального сиротства, постепенный переход от содержания детей в учреждениях интернатного типа к семейным формам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с предпочтением усыновлению;

обеспечение профессиональной подготовки и социальной защищенности выпускников детских интернатных учреждений, развитие системы социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Достижение указанной цели и задач будет осуществляться в рамках реализации подпрограмм, входящих в программу.

Предлагается в структуре программы выделить три подпрограммы: "Здоровое поколение", "Одаренные дети", "Дети и семья".

Целью подпрограммы "Здоровое поколение" является сохранение, восстановление и укрепление здоровья детей и подростков, привитие навыков здорового образа жизни.

Задачами подпрограммы являются:

обеспечение безопасного материнства, создание условий для рождения здоровых детей;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»