ГУБЕРНАТОР БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 декабря 2006 года N 175
ОБ ОБЛАСТНОЙ КОМПЛЕКСНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ДЕТИ БЕЛГОРОДЧИНЫ" НА 2007-2010 ГОДЫ
{ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ:
Постановление губернатора Белгородской области от 22.08.2008 года N 100; НГР: ru31000200800267;
Постановление губернатора Белгородской области от 04.06.2009 года N 52; НГР: ru31000200900207;
Постановление губернатора Белгородской области от 13.07.2009 года N 69; НГР: ru31000200900259
Постановление губернатора Белгородской области от 09.11.2009 года N 104; НГР RU31000200900401;
Постановление губернатора Белгородской области от 22.07.2010 года N 50; НГР: ru31000201000276}
В целях дальнейшей реализации комплексных мер по решению задач жизнеобеспечения детей на территории области, воспитания здорового поколения белгородцев постановляю:
1. Утвердить концепцию областной комплексной целевой программы "Дети Белгородчины" на 2007-2010 годы и названную программу (далее - программа, прилагаются).
2. Департаменту финансов и бюджетной политики области (Боровик В.Ф.) обеспечивать финансирование программы в объемах, утверждаемых законом Белгородской области об областном бюджете на соответствующий год.
3. Департаментам здравоохранения и социальной защиты населения (Белоусов Н.И.), образования, культуры и молодежной политики (Коврижных Ю.В.) области, управлениям социальной защиты населения (Батанова Е.П.), по делам молодежи (Беспаленко П.Н.), культуры (Курганский СИ.) области обеспечить выполнение утвержденной программы.
{п.3. в редакции постановления губернатора Белгородской области от 22.08.2008 года N 100}
{п.3. в редакции постановления губернатора Белгородской области от 13.07.2009 года N 69}
4. Определить департамент здравоохранения и социальной защиты населения области (Белоусов Н.И.) координатором исполнения мероприятий, указанных в приложении N 2 к областной комплексной целевой программе "Дети Белгородчины" на 2007-2010 годы.
{п.4. добавлен в редакции постановления губернатора Белгородской области от 13.07.2009 года N 69}
5. Получателем гранта на исполнение мероприятий, указанных в приложении N 2 к областной комплексной целевой программе "Дети Белгородчины" на 2007-2010 годы, определить управление социальной защиты населения области (Батанова Е.П.)
{п.5. добавлен в редакции постановления губернатора Белгородской области от 13.07.2009 года N 69}, далее нумерация изменена.
6. Рекомендовать главам местного самоуправления муниципальных районов и городского округа на основе областной комплексной целевой программы "Дети Белгородчины" на 2007-2010 годы разработать и реализовать местные программы.
7. Признать утратившим силу постановление главы администрации области от 8 апреля 2003 года N 121"Об областной комплексной целевой программе "Дети Белгородчины" на 2003-2006 годы".
8. Контроль за исполнением постановления возложить на департаменты здравоохранения и социальной защиты населения (Белоусов Н.И.), образования, культуры и молодежной политики (Коврижных Ю.В.) области.
{п.6. в редакции постановления губернатора Белгородской области от 13.07.2009 года N 69}
Губернатор Белгородской области Е. Савченко
КОНЦЕПЦИЯ областной целевой программы "Дети Белгородчины" на 2007-2010 годы
В Белгородской области проживает более 230 тыс. детей. К числу наиболее уязвимых категорий детей относятся: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей - 4,5 тыс. детей, дети–инвалиды – 6,6 тыс. детей. Указанные группы детей в первую очередь нуждаются в социальной реабилитации и адаптации, интеграции в семью и общество.
Вместе с тем дети нуждаются не только в решении обозначенных проблем, но и в реализации права на развитие их природных задатков, адресной поддержке одаренных детей со стороны государства их психолого-педагогическом сопровождении.
Дальнейшую тенденцию сокращения численности населения области определяет снижение численности детей. Уровень рождаемости не обеспечивает простого воспроизводства населения. Только 30 процентов новорожденных могут быть признаны здоровыми. Около 2 процентов новорожденных и более 3 процентов детей раннего возраста требуют оказания реанимационной помощи и интенсивной терапии. Ежегодно в области 4 процента детей рождаются с наследственными и врожденными заболеваниями.
В соответствии с обозначенными проблемами приоритетные направления государственной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации нашли свое отражение в программе социально-экономического развития Российской Федерации на 2006-2008 годы:
охрана и укрепление здоровья детей и подростков;
профилактика социального неблагополучия семей с детьми;
повышение эффективности государственной системы поддержки детей, находящихся в особо сложных обстоятельствах, в том числе детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
создание условий для активного включения детей в социально-экономическую, культурную жизнь общества.
В связи с этим имеет место целесообразность пролонгирования срока реализации областной целевой программы "Дети Белгородчины". Актуальность данной программы на 2007-2010 годы, ее цели и задачи определяются исходя из наличия проблем детства, реализации Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года и Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 10 мая 2006 г., в котором сделан особый акцент на увеличении рождаемости и укреплении государственной поддержки семей с детьми, материальном стимулировании устройства на воспитание в семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, разработке механизма, позволяющего сократить число детей, находящихся в интернатных учреждениях.
Программа призвана обеспечить качественный комплексный подход к созданию благоприятных условий для улучшения жизнедеятельности и здоровья детей, решению проблем социального неблагополучия семей с детьми.
Новизна рассматриваемой программы в отличии от ранее действовавшей состоит в том, что в ней предусмотрено:
- расширение мер материальной поддержки семей с детьми и родителей, усыновивших детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- применение современных технологий и инноваций при решении проблем семей с детьми в целом и детей в частности;
- направленность выбранных целей, задач и мероприятий программы на достижение измеряемых результатов, оцениваемых целевыми индикаторами и показателями.
Ранее действовавшая программа улучшения положения детей в области была направлена на координацию усилий всех заинтересованных структур и объединение различных ресурсов в решении проблем детей, возникающих в новых социально-экономических условиях. Программно-целевой подход в реализации мер по улучшению положения детей доказал свою эффективность как на областном, так и на муниципальных уровнях. Во всех городах и районах области были приняты аналогичные местные программы, направленные на улучшение положения детей.
Реализация программы на областном уровне в предыдущие годы позволила ежегодно улучшать качественные показатели здоровья и социального положения детей, и в первую очередь детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Несмотря на достигнутые в предыдущие годы позитивные результаты, остается много проблем в сфере обеспечения жизнедеятельности детей, которые требуют конкретных решений.
Из-за низкого уровня здоровья женщин детородного возраста продолжает увеличиваться количество случаев беременности и родов, протекающих с различными осложнениями. Более половины детей имеют функциональные отклонения, требующие проведения лечебно-коррекционных и реабилитационных мероприятий. Социальная значимость ряда проблем, связанных с состоянием здоровья детей в области, говорит о необходимости их решения только программным методом.
Выявление и развитие природных задатков детей должно осуществляться на всех ступенях их развития и воспитания. Необходимо дальнейшее обеспечение условий, способствующих максимальному раскрытию потенциальных возможностей одаренных детей: создание системы выявления одаренности с раннего возраста, оказание адресной поддержки каждому одаренному ребенку; разработка индивидуальных "образовательных маршрутов" с учетом специфики творческих и интеллектуальных способностей ребенка; формирование личностного и профессионального самоопределения.
В настоящее время сохраняется проблема детской инвалидности. В связи с тем, что подавляющее большинство детей-инвалидов воспитывается в семье, работа специализированных учреждений для детей с ограниченными возможностями требует усиления профилактической направленности.
Продолжает оставаться одной из наиболее острых проблем детства проблема социального сиротства. Развитие альтернативных семейных форм происходит медленно. Активное внедрение различных форм устройства детей, и в первую очередь усыновления, признанного приоритетным направлением в области, позволит решить проблему социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Накопленный опыт программно-целевого метода осуществления мер по улучшению положения детей, результаты анализа реализации программных мероприятий, наличие не решенных в рамках предыдущей областной целевой программы проблем, а также социально-экономическая и демографическая ситуация в области подтверждают целесообразность и необходимость продолжения работы по улучшению положения детей в рамках новой программы.
Программа является элементом социальной политики по улучшению положения детей в области и действенным механизмом решения проблем детства. Использование программно-целевого подхода дает возможность последовательно осуществлять меры по улучшению положения детей, что должно привести к улучшению демографической ситуации в целом, укреплению интеллектуального потенциала, сохранению и поддержанию основных параметров жизнедеятельности детей.
При реализации программы учитываются мероприятия муниципальных программ, направленные на улучшение положения детей, прежде всего проживающих в сельских территориях. Программы областного и муниципальных уровней взаимно дополняют друг друга: осуществляется совместное финансирование и координация принимаемых мер, что повышает эффективность работы с детьми, проживающими на конкретной территории, располагающей собственными возможностями и ресурсами. Параллельно предусмотрено и федеральное финансирование плана мероприятий программы.
Утверждение финансирования программы в полном объеме позволит достичь запланированных целевых индикаторов и показателей в течение срока реализации программы в 2007-2010 годах.
Таблица 1
Показатели | Единица измерения | 2005год | Динамика по годам реализации программы | |||
2007 | 2008 | 2009 | 2010 | |||
Младенческая смертность на 1000 родившихся живыми | промилле | 8,7 | 8,5 | 8,4 | 8,3 | 8,2 |
Материнская смертность на 100 тыс. родившихся живыми | коэффициент | 29,71 | 20,0 | 19,0 | 18,1 | 15,2 |
Смертность детей в возрасте 0-4 года (включительно) на 1000 новорожденных соответствующего года рождения | коэффициент | 10,2 | 9,3 | 8,9 | 7,6 | 7,0 |
Удельный вес детей 1 группы здоровья от общего числа детей | проценты | 33,2 | 32,7 | 32,8 | 33,1 | 34,5 |
Первичный выход на инвалидность детей в возрасте 0-17 лет (включительно) на 10 тыс. детей | коэффициент | 25,7 | 24,4 | 23,9 | 23,1 | 22,6 |
Доля детей, включенных в государственную систему выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей, их занятости социально значимой деятельностью (от общей численности детского населения школьного возраста) | проценты | 20,0 | 25,0 | 28,0 | 30,0 | 35,0 |
Число одаренных детей школьного возраста - победителей всероссийских конкурсов, соревнований, олимпиад, турниров | человек | 50 | 57 | 65 | 70 | 75 |
Количество областных конкурсов, соревнований, олимпиад, турниров и иных конкурсных мероприятий для выявления одаренных детей в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности | единиц | 49 | 55 | 60 | 65 | 70 |
Удельный вес детей-инвалидов, получивших реабилитационные услуги | проценты | 28,1 | 30 | 35 | 38 | 40 |
Удельный вес семей с детьми-инвалидами, получивших различного рода услуги | проценты | 34,5 | 38 | 40 | 42 | 45 |
Доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи граждан (в общей численности | проценты | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 |
Программа предусматривает достижение обозначенных целей к концу 2010 года. В рамках календарного года заказчиками подпрограмм с учетом выделяемых финансовых средств уточняются целевые показатели и затраты по программным мероприятиям. По итогам года проводится анализ эффективности проведенных мероприятий, расходования финансовых ресурсов на основе оценки показателей и целевых индикаторов, определяются промежуточные результаты реализации программы.
Цель программы - создание благоприятных условий для комплексного развития и жизнедеятельности детей, всесторонняя поддержка детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Задачи программы:
обеспечение безопасного материнства и рождения здоровых детей, охрана здоровья детей и подростков, в том числе репродуктивного здоровья;
профилактика и снижение детской и подростковой заболеваемости, инвалидности и смертности;
создание системы выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей, сохранение национального генофонда, развитие интеллектуального и творческого потенциала Белгородчины;
обеспечение полноценной жизнедеятельности детей-инвалидов и их интеграции в общество;
профилактика социального сиротства, постепенный переход от содержания детей в учреждениях интернатного типа к семейным формам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с предпочтением усыновлению;
обеспечение профессиональной подготовки и социальной защищенности выпускников детских интернатных учреждений, развитие системы социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Достижение указанной цели и задач будет осуществляться в рамках реализации подпрограмм, входящих в программу.
Предлагается в структуре программы выделить три подпрограммы: "Здоровое поколение", "Одаренные дети", "Дети и семья".
Целью подпрограммы "Здоровое поколение" является сохранение, восстановление и укрепление здоровья детей и подростков, привитие навыков здорового образа жизни.
Задачами подпрограммы являются:
обеспечение безопасного материнства, создание условий для рождения здоровых детей;