Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 марта 1995 года N 83

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ЕДИНОЙ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ СИСТЕМЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА

{Акт утратил силу: постановлением Правительства Республики Марий Эл от 22 марта 2002 года № 72 }

Bo исполнение постановления Правительства Республики Марий Эл от 5 марта 1994 г. "О создании Единой республиканской системы экологического мониторинга" Правительство Республики Марий Эл постановляет:

1. Утвердить Положение о Единой республиканской системе экологического мониторинга (прилагается)

2.Специально уполномоченным органам в области охраны окружающей природной среды предусмотреть на 1995 год финансирование работ по организации Единой диной республиканской системы экологического мониторинга согласно приложению.

3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Министерство экологии Республики Марий Эл

Первый заместитель Главы Правительства Республики Марий Эл А.Смирнов


УТВЕРЖДЕНО

постановлением Правительства Республики Марий Эл 23 марта 1996 г. N 83

ПОЛОЖЕНИЕ о Единой республиканской системе экологического мониторинга

I. Общие положения


Единая республиканская система экологического мониторинга (ЕРСЭМ) является фирмой организации службы наблюдения за состоянием окружающей природной среды в соответствии со ст.60 Закона Республики Марий Эл "Об охране и рациональном использовании окружающей природной среды". Вопросы организации и функционирования единой системы экологического мониторинга относятся к компетенции Министерства экологии и природопользования Республики Марий Эл как специально уполномоченного органа Республики Марий Эл в области охраны окружающей природной среды.

Настоящее Положение определяет основные цели, задачи и порядок функционирования ЕРСЭМ.

II. Основные понятия


1. Под Мониторингом окружающей природной среды следует понимать проводимые по определенной программе регулярные наблюдения за природными средами, природными ресурсами, растительным и животным миром, другими биологическими объектами, источниками антропогенного воздействия, которые позволяют выявить изменения состояния этих объектов, а также происходящие в них под влиянием антропогенной деятельности процессы, при которых:

обеспечивается постоянная оценка экологического состояния условий среды обитания человека, природно-технических систем, биообъектов (растений, животных, микроорганизмов, грибов и т.д.) и условий функционирования экосистем;

создаются исходные предпосылки и обоснования для определения корректирующих действий в случаях, когда целевые показатели экологических условий не достигаются.

2. В систему наблюдения ЕРСЭМ входят следующие процедуры:

выделение объекта наблюдения;

регистрация и сертификация субъекта наблюдения;

обследование состояния объекта наблюдения;

Составление информационной модели объекта наблюдения;

планирование измерений;

организация и проведение измерений;

управление данными измерений;

анализ и оценка состояния объекта наблюдения и идентификация его информационной модели;

прогнозирование измерений состояния объекта наблюдения;

представление информации и её доведение до потребителя. 3. В системе экологического мониторинга следует выделять:

мониторинг источника воздействия или мониторинг эмиссий субстанций;

мониторинг воздействий на окружающую природную среду, связанной с контролем источника;

мониторинг состояния окружающей природной среды, не связанный с определенным источником (мониторинг антропогенного фона).

Мониторинг источника воздействия - это вид наблюдений, связанный с определением или изучением воздействия определенного источника или вида деятельности.

Измерения в рамках этого вида мониторинга, как правило, проводятся на границах технологических барьеров, за пределами которых уже нет возможности влиять на поступление в окружающую среду загрязняющих веществ или иных субстанций воздействия (акустических, электромагнитных, ионизирующих излучений, тепловой энергии и т.д.). Мониторинг воздействий на окружающую природную среду, связанный

контролем источника - это вид наблюдений за состоянием природных сред, природных ресурсов, биообъектов, природно-технических систем, природных комплексов и экосистемы, обусловленных определенным источником воздействия или видом антропогенной деятельности.

Измерения в рамках этого вида мониторинга проводятся в пределах территории, на которой имеется возможность в суммарном воздействии от всей действующей совокупности источников выделить влияние от конкретного рассматриваемого источника.

Основной задачей, решаемой в рамках этого вида мониторинга, является подтверждение соблюдения экологических стандартов, норм и правил для определения источника или вида деятельности.

Мониторинг состояния окружающей природной среды, не связанной

с определенным источником (мониторинг антропогенного фонда) -

это вид наблюдений за состоянием природных сред, природных ресурсов

природно-технических систем, природных комплексов, биообъектов и экосистем, а также антропогенных воздействий на них по всей совокупности действующих источников или видов деятельности без гарантированного выделения влияния в этом воздействии какого-либо источника или вида деятельности.

III. Цели и задачи ЕРСЭМ


.1. Общие цели ЕРСЭМ связаны с обеспечением государственного управления природоохранной деятельностью и экологической безопасностью на территории Республики Марий Эл необходимой, своевременной и достоверной экологической информацией, позволяющей:

' оценить показатели функциональной целостности экосистем и экологических условий среды обитания человека;

выявить динамику, направление, масштабы и причины изменения этих показателей в результате антропогенной деятельности;

оценить угрозу - изменений здоровью человека, социально-экономической системе общества и живой природе;

- определить корректирующие меры и средства предотвращения по снижению или ликвидации экологической угрозы, бедствий, чрезвычайных экологических ситуаций по достижению устойчивого экономического развития и благополучия регионов, обеспечения экологической безопасности республики.

2. Программные цели связаны с обеспечением необходимой информации по подготовке и реализации организационных мер по выполнению природоохранных программ и проектов.

- 3. Социально-просветительские цели связаны с обеспечением потребностей граждан в экологической информации.

, 4. Для достижения : поставленных целей в рамках ЕРСЭМ решаются следующие задачи:

разработка и контроль выполнения федеральных и республиканских программ наблюдения экологического состояния территории Республики Марий Эл;

- организация и выполнение измерений в рамках федеральных и территориальных (республиканских) программ наблюдения;

обеспечение достоверности, полноты и сопоставимости измерений и оценок показателей экологической обстановки на территории Республики Марий Эл;

управление данными измерений (сбор, обработка, передача, хранение и т.д.);

организация и проведение оперативного контроля и прецизионных измерений радиоактивного, химического и биологического загрязнения природных сред в результате техногенных аварий и катастроф, а также в Зонах изменения состояния экосистем при отсутствии информации об источниках воздействия;

5. Система мониторинга источника воздействия создается и эксплуатируется оператором источника или вида деятельности за счет его средств, являясь технологическим элементом промышленного, транспортного, энергетического, сельскохозяйственного или иного объекта.

Решение о необходимости наличия системы мониторинга такого вида для конкретного уже действующего источника или вида деятельности принимается Министерством экологии и природопользования Республики Марий Эл по согласованию с оператором источника или вида деятельности на основании специальных критериев, утвержденных Минэкологии Республики Марий Эл.

Для строящихся и проектируемых объектов, для которых принято решение о необходимости создания систем мониторинга, в обязательном порядке в проектно-сметной документации должно быть предусмотрено создание системы мониторинга воздействий на окружающую природную среду, связанную с контролем источника. Контроль за выполнением этого требования возлагается на органы государственной экологической экспертизы.

6. Система мониторинга воздействий на окружающую природную среду, не связанная с конкретными источниками, организуется Минэкологии Республики Марий Эл на основе организационного, методологического и метрологического объединения существующих в пределах Республики Марий Эл средств измерения и контроля ведомственных систем и служб, измерительных средств и аналитических лабораторий привлеченных организаций и предприятий, а также собственных информационно-измерительных систем и аналитических средств служб экологического контроля.

Средства измерения и контроля организаций и предприятий различных форм собственности привлекаются к участию в республиканской системе экологического мониторинга на контрактной (договорной) основе. Средства измерения и контроля привлеченных организаций и предприятий должны быть аттестованы в установленном порядке.

IV. Управление функционированием ЕРСЭМ Республики Марий Эл


1. Организационное управление ЕРСЭМ осуществляется на принципах:

безусловного выполнения программ наблюдения ведомственными системами и привлеченными средствами в рамках Единой республиканской системы экологического мониторинга;

обязательного выполнения требований информационного взаимодействия и обмена информации между всеми предприятиями и организациями независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.

2. Органом управления, ответственным за функционирование ЕРСЭМ, является Минэкологии Республики Марий Эл в лице специально уполномоченного подразделения по организации и ведению экологического мониторинга.

3. Органами управления ведомственных систем в составе ЕРСЭМ Республики Марий Эл являются соответствующие структурные подразделения аппаратов министерств и ведомств.

4. Органами управления систем мониторинга источников воздействия являются администрации соответствующих промышленных и других объектов.

V. Финансовое обеспечение ЕРСЭМ Республики Марий Эл


1. Финансирование работ по созданию и обеспечению функционирования системы экологического мониторинга осуществляется за счет средств:

республиканского бюджета;

экологических фондов;

предприятий, организаций и их объединений различных форм собственности;

иных поступлений.

2. Средства республиканского бюджета и экологических фондов расходуются на:

создание и обеспечение Функционирования республиканской системы экологического мониторинга;

создания научно-технической продукции в интересах развития ЕРСЭМ.

3. Средства предприятий, организаций, объединений расходуются на:

создание и обеспечение функционирования систем мониторинга,

формируемых ими источников антропогенного воздействия;

поддержание функционирования и развития республиканской системы экологического мониторинга;

аттестацию и сертификацию используемых ими измерительных средств и систем.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»