Недействующий

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ ОТ 21 НОЯБРЯ 2011 Г. N  374

I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Настоящая Программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-I "О занятости населения в Российской Федерации", постановлением Правительства Республики Марий Эл от 2 сентября 2011 г. N 279 "Об итогах социально-экономического развития, исполнении консолидированного бюджета Республики Марий Эл за первое полугодие 2011 г.".

Мероприятия Программы увязаны с основными направлениями Стратегии долгосрочного социально-экономического развития Республики Марий Эл, утвержденной постановлением Правительства Республики Марий Эл от 28 апреля 2009 г. N 102 "О мероприятиях по реализации Стратегии долгосрочного социально-экономического развития Республики Марий Эл".

Настоящая Программа предполагает комплексный подход к решению проблем рынка труда с учетом специфики состояния и перспектив развития трудовой сферы в период наметившегося экономического роста и включает комплекс мероприятий на 2012 - 2014 годы по осуществлению полномочий в области содействия занятости населения, взаимоувязанных по срокам, исполнителям и источникам финансирования.

Антикризисные действия органов исполнительной власти, реализация Программы содействия занятости населения Республики Марий Эл на 2009 - 2011 годы, а также программ дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Республики Марий Эл, в 2009 - 2011 годах оказали положительное влияние как на социально-экономическое положение, так и на ситуацию на рынке труда в Республике Марий Эл.

По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Марий Эл, в 2011 году наблюдался рост основных показателей социально-экономического развития и достигнуты следующие положительные результаты: отгружено промышленной продукции на сумму 80,8 млрд. рублей, индекс промышленного производства вырос на 7,8 процента; общий объем продукции сельского хозяйства составил 24,6 млрд. рублей, индекс физического объема увеличился на 25,3 процента; общий объем работ и услуг по виду деятельности "строительство" составил 11,5 млрд. рублей, индекс физического объема увеличился на 11,0 процента; введено в действие 314,7 тыс. кв. м жилых домов, что на 3,7 процента выше соответствующего периода прошлого года; оборот розничной торговли составил 50,3 млрд. рублей и увеличился в сопоставимых ценах на 6,0 процента; среднедушевые денежные доходы населения по предварительному отчету возросли на 9,2 процента и составили 11 139,8 рубля.

По данным федерального статистического наблюдения о неполной занятости и движении работников организаций Республики Марий Эл, в декабре 2011 г. численность работников списочного состава, работавших неполное рабочее время по соглашению между работником и работодателем, составила 850 человек, численность работников, находящихся в простое по вине работодателя, составила 110 человек.

В 2011 году принято на работу 20648 человек, или 102,4 процента к уровню 2010 года.

По данным оперативного мониторинга, в рамках 53 инвестиционных проектов, реализация которых запланирована на территории Республики Марий Эл в 2011 - 2015 годах, по состоянию на 1 января 2012 г. создано 584 новых рабочих места на следующих предприятиях: общество с ограниченной ответственностью "Птицефабрика "Акашевская" - 445 рабочих мест, общество с ограниченной ответственностью "Транстехсервис" - 63 рабочих места, закрытое акционерное общество племзавод "Шойбулакский" - 37 рабочих мест, общество с ограниченной ответственностью "Русский пеллет" - 19 рабочих мест, общество с ограниченной ответственностью "Теклас" - 10 рабочих мест и закрытое акционерное общество "Марийское" - 10 рабочих мест.

По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Марий Эл, численность занятого населения в 2011 году составила 337,1 тыс. человек.

Уровень занятости населения за указанный период составил 61,6 процента.

Общая численность безработных по методологии Международной организации труда (далее - методология МОТ) в республике в 2011 году по отношению к 2010 году уменьшилась на 2,4 тыс. человек и составила 37,3 тыс. человек. Уровень общей безработицы снизился с 10,5 до 9,96 процента численности экономически активного населения.

В январе - декабре 2011 г. численность граждан, обратившихся в службу занятости в поиске подходящей работы, составила 21 639 человек, что на 3 655 человек меньше аналогичного периода 2010 года. Из числа обратившихся 17 373 человека, или 80,3 процента, - незанятые граждане, из которых 14 128 человек признаны безработными.

Содействие в трудоустройстве оказано 11 613 гражданам, что составило 53,7 процента от количества обратившихся граждан.

Благодаря принимаемым мерам ситуация на регистрируемом рынке труда в Республике Марий Эл имеет положительную динамику, по состоянию на 1 января 2012 г.:

численность зарегистрированных безработных уменьшилась на 588 человек и составила 5 292 человека;

уровень регистрируемой безработицы снизился на 0,21 процентных пункта и составил 1,4 процента;

количество вакансий, заявленных работодателями, увеличилось на 42,2 процента и составило 3 498 единиц;

коэффициент напряженности снизился с 2,5 до 1,6 незанятого гражданина, претендующего на одно вакантное место.

Необходимо отметить, что положительные тенденции пока носят неустойчивый характер. Имеют место трудности как на открытом, так и на регистрируемом рынке труда.

Уровень безработицы по методологии МОТ в семь раз превышает показатель регистрируемой безработицы, его значение дифференцировано территориально, и угроза перерастания скрытой безработицы в открытую форму остается актуальной.

Официальный уровень безработицы находится в прямой зависимости от состояния открытого рынка труда, соответствия спроса и предложения рабочей силы. В районах, где наблюдается высокий уровень общей безработицы, продолжает оставаться высоким уровень регистрируемой безработицы: в Юринском муниципальном районе - 5,17 процента, Килемарском муниципальном районе - 2,17 процента, Моркинском муниципальном районе - 2,15 процента, Новоторъяльском муниципальном районе - 1,84 процента.

Процесс трудоустройства граждан затрудняется низким качеством характеристик рабочих мест. Значительное количество вакантных рабочих мест имеет неблагоприятные условия труда в результате изношенности основных производственных фондов или низкий уровень заработной платы.

В 2011 году в органы службы занятости населения заявлено 26,9 тыс. вакантных рабочих мест, из них по рабочим профессиям - 20,7 тыс. мест (77,0 процента), с уровнем заработной платы выше прожиточного минимума лишь 48,5 процента.

Существующее несоответствие спроса и предложения на рабочую силу не позволяет своевременно заполнять имеющиеся вакансии.

Наблюдается низкая конкурентоспособность на рынке труда республики отдельных категорий граждан (молодежь без практического опыта работы, инвалиды, женщины, имеющие малолетних детей и детей-инвалидов), обусловленная ужесточением требований работодателей к принимаемым на работу гражданам.

Целесообразность разработки настоящей Программы вызвана необходимостью дальнейшей реализации мер по стабилизации ситуации на республиканском рынке труда в условиях восстановительного роста экономики.

Прогнозируемый экономический рост, в том числе увеличение объемов выпуска продукции основных видов экономической деятельности, потребует от рынка труда оперативного реагирования в части удовлетворения растущего спроса на рабочую силу, в первую очередь - на квалифицированные кадры рабочих и специалистов. Потребуется реализация комплекса мер по повышению конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда, эффективному трудоустройству молодых специалистов, преодолению структурной безработицы, развитию территориальной мобильности рабочей силы. Сохранится необходимость в межотраслевом перераспределении трудовых ресурсов, высвобождающихся в ходе процессов оптимизации численности работников отдельных организаций.

В связи с применением некоторыми работодателями практики введения режимов неполной занятости работников с целью сохранения кадрового потенциала часть работников будет испытывать необходимость в поиске вариантов эффективной вторичной занятости.