ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 октября 1999 года N 443
ОБ УПОРЯДОЧЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ С НЕФТЕОТХОДАМИ В РЕСПУБЛИКЕ МАРИЙ ЭЛ
{Акт утратил силу: постановление Правительства Республики Марий Эл от 9.10.2003 года № 308 }
{Акт утратил силу: постановление Правительства Республики Марий Эл от 9.10.2003 года N 308}
В целях реализации Федерального закона "Об отходах производства и потребления", а также во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 20 мая 1999 г. N 556 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по обращению с опасными отходами" Правительство Республики Марий Эл постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Временное положение о системе обращения с нефтеотходами в Республике Марий Эл.
2. Обязать владельцев автозаправочных станций и нефтебаз оборудовать данные объекты системами сбора нефтесодержащих ливнестоков. Проекты и графики обустройства объектов согласовывать с Министерством экологии и природопользования Республики Марий Эл и Государственной инспекцией по надзору и контролю за рациональным использованием нефти и нефтепродуктов на территории Республики Марий Эл.
3. Установить, что все виды деятельности юридических и физических лиц по обращению с опасными нефтеотходами подлежат лицензированию.
4. Запретить безлицензионный ввоз в республику под видом котельного и печного топлива особо опасных отходов нефтехимического производства.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на секретариат Первого заместителя Главы Правительства Республики Марий Эл С.Г. Жилина.
Глава Правительства Республики Марий Эл В.Кислицын
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства Республики Марий Эл от 27 октября 1999г N 443
Настоящее Временное положение о системе обращения с нефтеотходами в Республике Марий Эл разработано в соответствии с Законом Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды" и федеральными законами "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и "Об отходах производства и потребления".
Целью настоящего Положения является создание в Республике Марий Эл правовой основы и единой системы, обеспечивающей снижение вредного воздействия нефтеотходов на окружающую среду и здоровье человека посредством установления правил накопления, учета, транспортировки, передачи, использования, переработки и уничтожения нефтеотходов, образующихся на промышленных и транспортных предприятиях, а также личном автотранспорте.
Действие Положения распространяется на все юридические и физические лица, деятельность которых связана с использованием и хранением нефтепродуктов и образованием, использованием, переработкой или уничтожением нефтеотходов.
1. Нефтеотходы - материалы, вещества, изделия, содержащие нефтепродукты, образовавшиеся в процессе производства продукции, выполнения работ (услуг) и не находящие применения на данном предприятии (организации), либо утратившие полностью или частично свои потребительские свойства.
Нефтеотходы могут применяться в качестве топлива или для технологических нужд только при наличии экологически обоснованной технологии их использования.
2. Собственник нефтеотходов - любое юридическое или физическое лицо, деятельность которого связана с использованием, переработкой и хранением нефтепродуктов и образованием нефтеотходов.
3. Опасные нефтеотходы - нефтеотходы, содержащие в своем составе вещества, которые обладают хотя бы одним из опасных свойств (токсичность, взрывоопасность, пожароопасность, высокая реакционная способность) и присутствуют в таком количестве и в таком виде, что представляют непосредственную или потенциальную опасность для здоровья людей или окружающей среды как самостоятельно, так и при вступлении в контакт с другими веществами.
4. Обращение с нефтеотходами - все виды деятельности, связанные с образованием, накоплением, учетом, хранением, передачей, транспортированием, использованием, переработкой и уничтожением нефтеотходов.
5. Хранение нефтеотходов - содержание нефтеотходов в специально оборудованных накопителях до их извлечения с целью передачи, использования или специальной переработки.
6. Уничтожение нефтеотходов - технологическое обезвреживание опасных нефтеотходов в целях исключения возможности их дальнейшего использования и предотвращения или снижения антропогенной нагрузки на окружающую среду.
7. Использование нефтеотходов - применение нефтеотходов по экологически обоснованной технологии для производства продукции, выполнения работ (услуг) или получения энергии.
8. Основными принципами управления в системе обращения с нефтеотходами являются:
приоритет охраны окружающей среды во имя сохранения жизни и здоровья человека;
научно обоснованное сочетание экономических и экологических интересов населения;
создание и внедрение малоотходных и безотходных технологических процессов, использующих нефтепродукты;
соблюдение требований природоохранного и санитарного законодательства, неотвратимость наступления ответственности за их нарушения;
контроль за соблюдением юридическими и физическими лицами норм экологической безопасности при обращении с нефтеотходами;
использование механизмов экономического стимулирования для вовлечения в хозяйственный оборот;
свободный доступ к информации в области обращения с отходами лиц, чьи
интересы могут быть затронуты при такой деятельности.
9. Настоящее Положение устанавливает следующие допустимые виды обращения нефтеотходами:
первичное накопление и хранение нефтеотходов в собственности юридического или физического лица, определенного и зарегистрированного как собственник нефтеотходов;
использование нефтеотходов на технологические нужды, в качестве сырья или топлива владельцем нефтеотходов с применением экологически обоснованных технологий;
передача нефтеотходов на договорных условиях специализированным предприятиям, осуществляющим сбор, использование, переработку или уничтожение нефтеотходов;
любая деятельность по обращению с опасными нефтеотходами, связанная с образованием, накоплением, учетом, хранением, передачей, транспортированием, использованием, переработкой и уничтожением, осуществляется юридическими и физическими лицами на основании лицензии, выданной Министерством экологии и природопользования Республики Марий Эл (далее именуется - Минэкологии). При несоблюдении требований и условий, установленных в лицензии, вышеуказанная деятельность может быть приостановлена;
запрещаются как экологически опасные любые другие виды или способы обращения с нефтеотходами.
10. Нефтеотходы являются объектами права собственности.
11. Собственники нефтеотходов при осуществлении права собственности несут ответственность за нанесение вреда окружающей среде и здоровью граждан.
12. Настоящее Положение устанавливает шесть категорий пригодности нефтеотходов для использования в порядке возрастания технологической сложности и затрат на их переработку или экологически обоснованное уничтожение:
категория 1 - отработанные индустриальные масла, собранные по маркам исходных масел и пригодные для регенерации;
категория 2 - смесь отработанных индустриальных масел, пригодная для переработки или использования;
категория 3 - смесь отработанных моторных масел, пригодная для переработки или использования; .
категория 4 - смесь нефтеотходов различного происхождения, пригодная для переработки или использования;
категория 5 - нефтеотходы, не пригодные для переработки с целью дальнейшего использования и подлежащие экологически обоснованному уничтожению;
категория 6 - особо опасные нефтеотходы, содержащие сверхтоксичные компоненты (полихлорированные бифенилы, полихлорированные терфенилы и т.п.), подлежащие в установленном порядке уничтожению на специализированных предприятиях.
13. Отнесение нефтеотходов к конкретной категории осуществляется по результатам анализа их свойств, состава и содержания примесей не нефтяного происхождения.
14. Проведение анализа нефтеотходов является обязанностью их собственника. Ответственность за объективность и достоверность результатов несет лаборатория или организация, проводившая анализ.
15. Собственник нефтеотходов проводит их анализ в процессе накопления, перед их использованием или передачей другому юридическому или физическому лицу. Отбор проб нефтеотходов на анализ осуществляется по ОСТ-112-073-97.
16. Результаты анализа оформляются в виде сертификата на нефтеотходы, являющегося основанием для их отнесения к конкретной категории их пригодности для дальнейшего использования.
17. Критерии отнесения нефтеотходов к конкретной классификационной категории устанавливает и периодически уточняет Минэкологии.
18. Юридические и физические лица, деятельность которых связана с образованием нефтеотходов, обязаны:
обеспечивать соблюдение установленных экологических нормативов при обращении с нефтеотходами;
осуществлять предварительное накопление образующихся нефтеотходов раздельно по категориям их пригодности для переработки или использования, не допуская попадания в них примесей не нефтяного происхождения;
хранить нефтеотходы в специально предназначенных емкостях в условиях, не допускающих их проливов и утечек;
при невозможности использования образующихся нефтеотходов на собственные технологические нужды заключить договор на оказание экологических услуг по приему-передаче нефтеотходов со специализированной организацией, имеющей лицензию Минэкологии на переработку или уничтожение нефтеотходов;
ежегодно представлять в Минэкологии данные о количестве израсходованных нефтепродуктов (масел, промывочных и технологических жидкостей) и количестве образовавшихся, переданных и использованных нефтеотходов;
осуществлять мониторинг за состоянием окружающей природной среды.
19. Юридические и физические лица, использующие образующиеся нефтеотходы в качестве сырья, на технологические нужды или в качестве топлива, обязаны:
обеспечивать соблюдение установленных экологических нормативов при обращении с нефтеотходами;
обеспечивать экологически обоснованное хранение накапливаемых нефтеотходов, не допускающее проливов и утечек;
применять экологически обоснованные технологии использования нефтеотходов в строгом соответствии с технической документацией предприятия, согласованной с Минэкологии и Центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора : в Республике Марий Эл;
не допускать использования особо опасных нефтеотходов, содержащих токсичные или экологически опасные компоненты.
20. Нефтеотходы относятся к горюче-смазочным отходам 2-го класса пожароопасности и подлежат транспортированию в соответствии с требованиями пожарной безопасности.
21. Транспортирование нефтеотходов допускается только специализированным транспортом, оснащенным калиброванными емкостями, при наличии сопроводительных документов, подтверждающих количество и категорию нефтеотходов, и лицензии на их транспортирование.
22. С момента погрузки нефтеотходов на транспортное средство и до их выгрузки ртветственность за безопасное обращение с ними несет транспортное предприятие, которому принадлежит данное транспортное средство.
23. Юридические и физические лица, осуществляющие деятельность по обращению с особо опасными нефтеотходами, обязаны вести учет и обеспечивать надежную защиту окружающей среды и населения от их воздействия.
24. Особо опасные нефтеотходы подлежат обязательному уничтожению только на специальных установках. Использование особо опасных нефтеотходов на технологические нужды, а также в качестве сырья или топлива запрещается.
В случае отсутствия специальных установок опасные нефтеотходы подлежат захоронению на специализированном полигоне для токсичных промышленных отходов рнаучно-производственного кооператива "Эколог" по согласованию с Центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Республике Марий Эл.
25. Ввод в эксплуатацию производств, в которых образуются особо опасные нефтеотходы, не удаляемые экологически безопасными способами, запрещается.
26. Юридические и физические лица, ведущие свою деятельность по обращению с нефтеотходами, разрабатывают проекты нормативов образования нефтеотходов и лимитов на их размещение.
27. Проекты нормативов образования нефтеотходов и лимитов на их размещение утверждаются Минэкологии.
28. Собственники нефтеотходов ведут в установленном порядке первичный учет израсходованных товарных нефтепродуктов и нефтеотходов, образовавшихся использованных, переданных или проданных другим лицам, а также ежегодно представляют отчетность по установленным формам в срок до 1 марта года следующего за отчетным.
29. Все образующиеся нефтеотходы в обязательном порядке подлежат учету в республиканском банке отходов при Минэкологии Республики Марий Эл.
30. Учет и отчетность в области обращения с нефтеотходами организует и ведет Минэкологии или по его поручению другая компетентная организация.
31. Полнота сбора нефтеотходов юридическими и физическими лицами определяется исходя из количества ежегодно потребляемых товарных нефтепродуктов (масел, промывочных и технологических жидкостей) в соответствии с проектами нормативов образования нефтеотходов.
32. Первичный учет в системе обращения с нефтеотходами (в том числе оформление передачи или продажи нефтеотходов) должен осуществляться с точностью не менее 10 литров и обеспечивать полную и достоверную информацию.
33. Собственники нефтеотходов обеспечивают хранение информации по учету в системе обращения с нефтеотходами в течение трех лет.
34. Контроль за обращением с нефтеотходами осуществляет Минзкологии.
35. Основной задачей экологического контроля за обращением с нефтеотходами является проверка соблюдения требований природоохранного законодательства Российской Федерации и настоящего Положения, выявление нарушений этих требований и принятие мер по их устранению.
36. Контроль в области обращения с нефтеотходами включает: