ПАСПОРТ
Наименование Программы | - республиканская программа развития личных подсобных хозяйств на 2002-2004 годы (далее именуется -Программа) |
Дата принятия решения о разработке Программы | - постановление совместной коллегии Министерства экономики и промышленности Республики Марий Эл и Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл от 27 сентября 2001 г. |
Государственный | - Правительство Республики Марий Эл |
Основные разработчики | - Министерство экономики и промышленности Республики Марий Эл, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл, сельскохозяйст-венный кредитный кооператив "Фермер-Кредит" |
Сроки реализации Программы | - 2002-2004 годы |
Объемы | на период реализации Программы предусматривается выделение средств из республиканского бюджета Республики Марий Эл в объеме 5 млн.рублей |
Источники | - средства, выделяемые из республиканского бюджета Республики Марий Эл на государственную поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей за реализован-ную продукцию животноводства внутри республики; |
Важнейшие целевые | - к 2004 году за счет развития личных подсобных хозяйств производство валовой продукции сельского хозяйства вырастет в 1,2 раза, в том числе доля товарной продукции личных подсобных хозяйств увеличится в 1,5 раза |
Ожидаемые результаты реализации Программы | - повышение уровня жизни сельского населения за счет развития личных подсобных хозяйств, эффективного использования земельных, финансовых и трудовых ресурсов |
Контроль за реализацией Программы | - Министерство сельского хозяйства и продовол ьствия Республики Марий Эл, Министерство экономики и промышленности Республики Марий Эл, органы местного самоуправления |
{паспорт Программы в редакции: постановления Правительства Республики Марий Эл от 9.04.2003 года N 100}
Настоящая Программа разработана в соответствии с Программой экономического и социального развития Республики Марий Эл на 2002-2004 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Марий Эл от 18 июня 2001 г. N 222, Посланием Президента Республики Марий Эл Государственному Собранию Республики Марий Эл, т у ^постановлением совместной коллегии Министерства экономики и промышленности Республики Марий Эл и Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл от 27 сентября 2001 г.
Программа основывается на положениях Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Гражданского кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации, Указа Президента Российской Федерации от 7 марта 1996 года N 337 "О реализации конституционных прав граждан на землю", других нормативно - правовых актах.
В современных условиях все большее развитие у сельских жителей приобретает интерес к расширению личных подсобных хозяйств.
В Республике Марий Эл в настоящее время насчитывается 130,9 тыс. личных подсобных хозяйств, служебных наделов рабочих, служащих и других граждан, за которыми закреплено 44,3 тыс. га сельхозугодий (в среднем на один двор приходится 0,34 га земли).
Коллективные сады имеют 88,6 тыс. семей, занимаемая площадь коллективных садов составляет 6,8 тыс.га. Коллективными огородами пользуются 26,8 тыс. семей на площади 2,5 тыс.га. Таким образом, в республике приусадебные участки, коллективные сады и огороды, а также арендуемые земли имеют 246,3 тыс. семей на площади 53,6 тыс.га сельскохозяйственных угодий. У населения республики имеется 35,8 тыс. пчелосемей.
В 2000 году на долю хозяйств населения приходилось 90 процентов произведенного в республике картофеля, 78 процентов-овощей, 50 процентов - мяса, 56 процентов - молока, 24 процента -яиц, 98 процентов - шерсти.
В целом удельный вес продукции личных подсобных хозяйств в общем объеме производства продукции сельского хозяйства республики в фактических ценах составляет 65 процентов, в том числе продукции растениеводства -70 процентов, продукции животноводства-59 процентов.
Вместе с тем развитие производства продукции сельского хозяйства в личных подсобных хозяйствах в большей степени зависит от решения многих организационно - правовых, земельных, материально - технических, социальных и других вопросов.
Несмотря на значительный рост земельных фондов, выделяемых населению в личную собственность, по-прежнему высоким остается удельный вес личных подсобных хозяйств, не имеющих поголовья животных и птицы. Это объясняется повышенной трудоемкостью работ, отсутствием средств малой механизации, большой долей ручного труда при обработке земли, заготовке кормов и уходе за животными, постоянным повышением цен на энергоносители, сельскохозяйственную технику, оборудование, а личные подсобные хозяйства из-за трудного финансового положения лишены возможности их приобретения,
Также серьезной проблемой в развитии личных подсобных хозяйств является несовершенство заготовительной системы, сложности со сбытом продукции, нормативно - правовое обеспечение, социально - правовой статус владельцев личного подсобного хозяйства, осуществляющих ведение личного подсобного хозяйства как основной или дополнительный вид хозяйственной или трудовой деятельности.
Сложившееся положение требует комплексного решения вопросов развития личных подсобных хозяйств, усиления государственной поддержки данного сектора экономики. Учитывая многофакторность, социальную и политическую значимость сложившихся проблем, наиболее полное, последовательное их решение требует программно - целевого подхода, т.е. разработки среднесрочной программы с последующей корректировкой основных программных мероприятий с учетом изменяющихся условий, результатов функционирования личного подсобного хозяйства как субъектов системы социально - экономических отношений в Республике Марий Эл.
Основные показатели, характеризующие состояние и уровень развития личных подсобных хозяйств в Республике Марий Эл, изложены в приложении N 1 к Программе (таблицы 1-7).
Основная цель Программы - повышение уровня жизни сельских жителей за счет создания условий для устойчивого развития личных подсобных хозяйств Республики Марий Эл.
Задачами Программы являются:
увеличение доходов сельских жителей за счет повышения товарности произведенной ими сельскохозяйственной продукции;
сокращение сельской безработицы;
обеспечение занятости населения;
улучшение демографической ситуации на селе;
увеличение уровня товарности продукции личных подсобных хозяйств;
создание механизмов государственной поддержки и инфраструктуры обеспечения развития мелкотоварного производства на базе личных подсобных хозяйств граждан.
Для решения поставленных задач необходимо:
разработка и реализация правовых и финансовых механизмов функционирования личных подсобных хозяйств, их взаимоотношений с органами местного самоуправления, сельскохозяйственными организациями, предприятиями агросервиса и переработки;
определение механизмов организационного обеспечения, ветеринарного и зоотехнического обслуживания, снабжения семенами, племенным молодняком;